Сотрудничество воспитателя школы – интерната для детей с ОВЗ с родителями. | Алексеева Ольга Юрьевна. Работа №303004
Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, его естественная среда, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – родители и педагог – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда педагог применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родитель и педагог являются основными воспитателями школьников.
Сотрудничество воспитателя школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями.
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.
Семья – один из шедевров природы.
Счастье мыслящего человека состоит
в том, чтобы вносить как можно больше
света и теплоты в существование всех
окружающих людей.
Д.И. Писарев
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, его естественная среда, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа – родители и педагог – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда педагог применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родитель и педагог являются основными воспитателями школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействия с родителями желательно строить, не поучая их, а советуясь, размышляя вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение»… Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки.
Мои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Все они имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности. На практике убедилась, что самостоятельная игровая, конструктивная, изобразительная деятельность для них мало доступна. Навыки самообслуживания слабо развиты, у многих отмечены разнообразные нарушения мелкой моторики. Все психические процессы нарушены. Неумение переключать внимание с одного рода деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств, полное или частичное отсутствие речевых средств общения. Данная категория детей до недавнего времени была полностью изолирована от общества. Отсутствие целенаправленного воспитания и обучения в семье не давало возможности использовать сохраненные функции для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому воспитанию и социальной адаптации данной категории детей служит коррекционно-воспитательный процесс.
Задачи педагога в основном совпадают с желаниями родителей, поэтому хочется от них готовности к сотрудничеству. Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Не многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев приходится наблюдать, как мама делает за ребенка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью, или наоборот, воспитание ребёнка «пущено» на самотёк (так как утрачено влияние на ребёнка). Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребенка младшего школьного возраста к выполнению посильных заданий, со временем окупают себя. Поскольку ребенок из существа требующего постоянной опеки и ухода, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человеком и даже в меру своих сил помощником родителей.
Стараюсь, чтобы родители основное внимание направляли на развитие общей моторики и моторики рук и пальцев; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственных их назначению; развитие речи детей, развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду, привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.
Правильный подход родителей к своему ребенку - спокойная, доброжелательная требовательность, понимание целей и перспектив его воспитания - дает очень хорошие результаты. Контакт ребенка с семьей, родительская любовь и забота, а также расширение контактов вне стен школы (в транспорте, в парках, кино, в общении с людьми), весьма положительно влияют на его развитие, увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со школой, где воспитывается ребенок, взаимопомощь – важное условие успешности этой работы.
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями включает два основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Психолого – педагогическое просвещение родителей с помощью следующих форм работы с семьей: родительские собрания, общешкольные собрания и конференции, индивидуальные и тематические консультации.
Вовлечь родителей в учебно –воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:
- открытые воспитательские занятия и внеклассные мероприятия (общешкольный праздник день рождения «Весенние первоцветы»,
- помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя. Если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей.
В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Бывают и радости, которыми хочется поделиться с родителями, понимающими и разделяющими их. Кому, как не воспитателю, рассказать, что «Данил самостоятельно аккуратно убрал свою постель», что «капризный Витя стал спокойнее и послушнее». И даже если я знаю, что радость преждевременна и до полного исправления поведения ребенка еще далеко.
Следующая форма работы с родителями это посещение семей. Основная цель посещения – знакомство с домашней обстановкой, в которой живет воспитанник (изучаю семейные обстоятельства и жилищно – бытовые условия). Посещение семьи ученика помогает лучше изучить ее влияние на ребенка, узнать сильные и слабые стороны семейного воспитания, знакомство с семьей помогает глубже проникнуть во внутренний мир детей.
Особенно осложнён процесс сотрудничества в тех семьях, где пьянство, иждивенство, полукриминальный образ жизни.
Семья является проводником между личностью и обществом, создаёт и сохраняет принятые в обществе взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.
Задача школы – помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики.
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей», - завещал В.А. Сухомлинский.
Список литературы:
Куницына В.Н., и др. Межличностное общение – СПБ..2002.С – 189
Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение – Ярославль, 2001.
Бойков Д.И. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – М. 200., С - 176