Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, на его деятельности в различных её формах.
«Совместная театрально-игровая деятельность с детьми
младшего возраста»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, на его деятельности в различных её формах.
Значение театрализованных игр для развития речи детей раннего и младшего возраста
Театрализованные игры - наиболее эффективный метод развития и воспитания, содействующий развитию речи детей раннего и младшего возраста и формированию личностных качеств. Игра – это основной вид деятельности детей в этот период, а театр – один из самых доступных и демократических видов искусства, который дает возможность решать актуальные проблемы психологии и педагогики. Театрализованные игры стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. В связи с этим, мы четко ставим цель и задачи, которые необходимо достичь, вдумчиво подходим к выбору игр, упражнений, учитываем возрастные особенности детей и принимаем активное участие в совместной деятельности с ними.
Цель, поставленная нами при организации совместной театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста:
- создание условий для развития, активизации речи, творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности.
Задачи, которые мы стараемся решить в совместной театрально-игровой деятельности воспитателя с детьми младшего возраста:
развивать речевую активность, диалогическую речь,
артикуляционный аппарат
;
способствовать формированию
эмоционально-
выразительно
й
речи
;
обогащать и расширять словарный запас
;
развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие
внимание;
способствовать развитию воображения, фантазии, наблюдательности, любознательности;
воспитывать дружеские взаимоотношения
с партнерами по игре
,
умение договариваться и распределять роли между собой;
формировать личностные качества ребенка, его самоутверждение
через художественный образ
.
Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности.
Театрально-игровая деятельность рассматривается нами двумя группами: играми-драматизациями и режиссерскими играми
Игры-драматизации: основаны на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы. Основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты.
Режиссёрские игры: игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.
Игры-драматизации:
- Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
- С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
- Импровизация. Этот вид игры-драматизации с использованием кукол и самостоятельной игры детей. Главное отличие от других - разработка сюжета по ходу действия.
- Самостоятельная игра. Предполагает, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол.
Режиссёрские игры:
- Настольный театр игрушек. Используются игрушки и поделки. Главное условие инвентаря - устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
- Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд - книжки, показывая действия героев и события.
- Фланелеграф. Действия игры происходят на экране-доске из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
- Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры - плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
Основная задача режиссёрских игр — развитие речи. Подготовка к этому типу деятельности начинается в возрасте до 3 лет, когда дети ещё не научились совместной игре. В это время наблюдаем «игру рядом», т. е. малыши находятся недалеко друг от друга, но не контактируют между собой. С появлением режиссёрской игры происходит подготовка к взаимодействию с другими детьми. Вначале ребёнок использует в качестве партнёра игрушки, куклы-картинки, рисунки и др. В процессе игры малыши выстраивают диалоги за несколько персонажей. Это помогает в дальнейшем наладить контакт с ровесниками.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Главная задача в работе по развитию диалогической речи - научить детей использовать диалог как форму общения.
В младшем дошкольном возрасте предварительно проводим работу по развитию речи средствами режиссёрских игр. В это время детей учим подражать окружающим (взрослым, героям мультфильмов и т. д.), заимствуя их реплики. Задача воспитателя - многократное повторение разнообразных диалогических реплик для запоминания.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).
Требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников
разнообразие и содержательность тематики;
ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;
максимально возможная активность детей на разных этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество взрослых и детей на каждом этапе проведения и организации игры.
Особенности театрализованных игр с детьми младшего возраста:
- формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев;
- драматизации как таковой еще нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей, меняет интонацию, включая тем самым ее элементы;
- дети еще не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенности поведения;
- происходит первичное знакомство с режиссерской театрализованной игрой;
- фигурки пальчикового театра ребенок использует совместно со взрослым.
В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом.
Приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, естественно, не стоит. Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап. Сначала воспитатель сам показывает спектакль детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов. В повторных играх ребята проявляют большую активность по мере того, как станут запоминать текст.
Никогда не надо требовать буквального воспроизведения. При необходимости мы непринужденно поправляем ребенка, не задерживаясь на этом моменте, и продолжаем игру. В дальнейшем, когда текст дети запомнят, поощряем уже его точность изложения. Это очень важно, чтобы не потерять авторские находки.
В процессе чтения стихотворных текстов подключаем детей к игре по возможности. Они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем - небольшие упражнения с ребятами. Проводим сразу после театрализованной игры. Дети в восторге от того, как воспитатель водит персонажи, говорит их голосами, действует за них. Именно в это время предлагаем малышу также поиграть.
В упражнениях используем высказывания персонажей, которые только что выступали. Например, в сказке "Рукавичка" нужно попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Пусть ребенок скажет от имени волка или мышки. Можно устроить соревнование: кто лучше попросится за мышку или волка в домик. Победитель получает аплодисменты.
После этого предлагаем детям имитационные игры: "Покажи, как зайка прыгает", "Покажи, как крадется кошка", "Покажи, как идет петух".
Следующий этап - обработка эмоций: попросим детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг).
Только после такой подготовки переходим к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Первоначально берем текст сказки целиком в оригинале и разыграем его слово в слово.
Но интересней, если сказку изменить: добавить смешные эпизоды, слова, ввести новых героев, изменить концовку. Фантазируем, как колобку обмануть лисичку, а козлятам - злого волка, используем эту возможность сочинения сказки на новый лад. Интересно также сочинить собственную историю. Тем более, если получится смастерить оригинальную куклу, которая станет главным героем, а возможно визитной карточкой театра. Это может быть фантастический персонаж с необычным именем и внешностью.
Когда выбран сценарий театра, думаем о том, какой вид театра подойдет детям.
Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность младшего дошкольников.
Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:
в
нимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты:
ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
п
ри отсутствии ответов
,
переходите к действиям персонажа
. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
с
тремитесь вызвать радость
после проделанной работы,
находите для этого разные способы поощрения
: аплодисменты, сладкие призы и др.
Необходимо соблюдать временной план игры:
1 мл. группа: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12 - 15 мин.;
2 мл. группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр - не более 20 мин.
Специфика театрализованных игр предполагает наличие разнообразных наглядных пособий. К материалам предъявляется ряд требований:
соответствие возрастным возможностям детей;
прочность, безопасность, гигиеничность;
доступность, простота по конструкции, условность при испол
нении;
привлекательность, эстетич
ность
, соответствие материала форме и конструкции
;
разнообразие
театрально-игрово
го
материал
а
(игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи и др.);
дополнительный реквизит: плоскости, стол,
фланелеграф
, шир
мы, проекционный аппарат и т. д.;
декорации (плоскостные, полу объёмные, с устойчивой и подвиж
ной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
элементы костюмов (шапочки, манишки, маски, манжеты и др.).
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников
интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества, развиваем и активизируем речь, обогащаем и расширяем словарный запас детской речи.
Для театральной деятельности нами изготовлено много атрибутов, игрушек, объемных и плоскостных фигурок для различных видов театра, расширена предметно-развивающая среда группы:
театр картинок и
фланелеграф
;
магнитный театр;
театр би-ба-
бо
;
пальчиковый театр;
фигурки киндер-сюрпризов, фигурки на конусах;
театр рукавичек и перчаток;
вязаный театр;
настольный театр (плоскостные, объемные фигурки)
Пальчиковый театр, театр рукавичек и перчаток позволяют детям лучше научиться управлять движениями собственных пальчиков, стимулируют кончики пальцев, развивают мелкую моторику, ускоряют процесс речевого и умственного развития. Кукольный театр и другие виды театров - оригинальные формы работы с детьми. Используются нами на занятиях, в режимных моментах и непринужденно вводятся в самостоятельно-игровую деятельность детей. Они привлекательны для деток, помогают вести диалог между сверстниками, способствуют развитию монологической речи, памяти, воображения, предметного восприятия окружающего мира.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Преследуя поставленную в начале учебного года цель: развитие, активизация речи, творческих способностей детей группы «Цветики» посредством театрально-игровой деятельности мы с уверенностью можем сделать вывод:
У
же сейчас видны положительные результаты:
большая половина
группы
дет
ей
может
вести ди
алог, самостоятельно рассказыва
т
ь сказки, составля
т
ь
описательные рассказы о любимых игрушках.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Это прекрасное средство
и эффективный способ
интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем
раньше начинаем работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем больших результатов мы добьемся.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом
Минобрнауки
России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.