В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа, детский сад будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «руководстве для воспитателей детского сада» (1938, 1945гг.). Благодаря усилиям ученых и практиков прошлого века были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы знаний в народных университетах педагогических знаний для родителей.
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ»
Тема: «Современные формы взаимодействия ДОО и семьи»
Слайд 1
Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в нашем детском саду. И пока мы не приступили к официальной части нашей встречи, позвольте поздравить вас с прошедшим праздником - Днем матери. Пусть нежность, ласка, теплота, забота, трепет и любовь, дарованные детям, вернутся к вам в троекратном размере, и принесут огромное счастье. Сегодня вы станете участниками, семинара тема которого: «Особенности взаимодействия с родителями воспитанников: современные технологии».
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».Это слова выдающегося педагога 20-го века Василия Александровича Сухомлинского.
Слайд 2
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Слайд 3
В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Слайд 4
И вот ребенок приходит в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют новую общность. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Не много истории: выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.
Слайд 5
Ян Амос Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, Иоганн Генрих Песталоцци – руководство для матерей.
Константин Дмитриевич Ушинский считал, сто родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а так же приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа, детский сад будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «руководстве для воспитателей детского сада» (1938, 1945гг.). Благодаря усилиям ученых и практиков прошлого века были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы знаний в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Слайд 6
Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Година и др. известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями.
Овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных организаций предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Слайд 7
Опубликованная в 1989г. «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) положили начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между ДОО и родителями.
В зарубежной педагогике постановка и решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выглядят иначе. Дошкольные учреждения за рубежом не контролируются государством, то есть не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при их организации и определении содержания работы принимается во внимание, прежде всего, позиция семьи в целом – как родителей, так и детей. Слайд 8 Например, в Англии ведущим является принцип самовыражения ребенка в деятельности как наилучшее средство выявления способностей, а также установка на его спонтанное, стихийное развитие. В США на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко распространены игры со строительным материалом. Во время обучения большое внимание уделяется развитию умения планировать свою работу и тщательно ее выполнять. Ставится задача научить ребят самоорганизовываться, становиться лидерами.
Слайд 9
В нашей стране семья и дошкольное учреждение – это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует...
Слайд 10
Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми: одно расписание, одни и те же занятия. Семья рассматривалась как типичная «ячейка общества». Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Взаимодействие с родителями было достаточно скромным: родительские собрания, утренники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Слайд 11
Сегодня же семья стремительно меняется. Одни говорят об отмирании семьи как государственного института, другие – об усилении ее значения в нашем тревожном и динамичном мире. А какой современную семью видите вы, уважаемые воспитатели?
Предлагаю выяснить это с помощью игрового упражнения «Современная семья, какая она?».
Игровое упражнение «Современная семья, какая она?».
Цель: проведение среза представлений педагогических работников о современной семье, анализ идеальной установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения:
Каждая группа получает набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы.
Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
Через 10-15 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении семьи.
(Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение современной семьи в каждой микрогруппе.)
Итак, продолжим. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Известно также, именно пример родителей, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. И только эффективно организованное сотрудничество с родителями позволит достичь высоких результатов в воспитании и развитии детей.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольной образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».
Слайд 12
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции, то есть восприятии человека человеком, восприятии социальной действительности, и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Чтобы перейти к новым формам работы с родителями, необходима открытость дошкольной организации. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют понять, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут помочь разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Слайд №13
Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием помогут организовать экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей. Многие родители с огромным желанием участвуют в проведении праздников, развлечений и других мероприятий. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Слайд №14
«Открытость детского сада «наружу»-означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивная школа, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводятся праздники, познавательные встречи, в которых принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню станицы, Дню матери и др., выступают воспитанники дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе ДОО, станицы, района, работы своих воспитанников.
Слайд 15
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные визиты родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности, но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда должны исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
оригинальность
востребованность
интерактивность
Слайд №16
Хочу предложить вам подробнее рассмотреть третью форму взаимодействия – интерактивность. Для современной дошкольной образовательной организации использование данной формы сотрудничества с родителями, позволит в полной мере вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», где «inter»- это «взаимный», «act»- действовать. Интерактивный означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо. В планировании и разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников учитываются и интересы ребенка, и потребности родителей. Каждый из родителей должен получать удовольствие от взаимодействия с педагогами и от совместной деятельности со своим ребенком. Интерактивной формой сотрудничества с семьями может, являться система средств массовой информации (СМИ)
Слайд 17
Детское радио, выпуски детской газеты, журнала для родителей – это и способ педагогического информирования, и форма взаимодействия педагогов с семьёй, и средство развития творческих способностей всех участников педагогического процесса.
Слайд № 18
Например, в журнале (название выбирается с учетом мнения педагогов, родителей и детей) специалисты ДОО консультируют читателей по различным вопросам воспитания детей в условиях семьи. Каждый номер посвящается определенной теме. Она всегда зависит от актуальных для этого периода проблем воспитания. Например: «Физкультура – лечит!», «Играйте вместе с детьми», «Зимние игры и забавы для всей семьи», «Разговор о правильном питании», «Почитай мне книжку, мама, или с какими книгами дружить дошколятам».
Слайд № 19
В роли корреспондентов выступают дети подготовительной группы. Они берут интервью в разных группах детского сада, у родителей и педагогов. В газете несколько рубрик.
Слайд № 20
Первая страница посвящается новостям и мероприятиям детского сада. Следующая рубрика, «Мир вокруг нас», рассказывает о сезонных изменениях в природе, о труде детей и взрослых, о том, как они проводят в данный период свободное время дома. На страничке «Встреча с интересными людьми» члены семьи воспитанников могут рассказать о семейных традициях и обычаях, о домашних питомцах, об увлекательных путешествиях и исследованиях, об интересных профессиях своих близких. Так же родители, бабушки и дедушки могут написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики. Еще в каждом выпуске детской газеты можно увидеть поздравления именинников месяца.
Преимущество газеты детского сада в том, что она ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о детях, об их достижениях. Газета непременно будет пользоваться большой популярностью.
Эта форма взаимодействия с семьей, хороша еще и тем, что здесь не должно быть "принуждения", о котором часто с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что оно отталкивает родителей и иногда мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету, журнал можно просмотреть и отложить в сторону, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.
Но не все родители, из-за своей занятости, имеют возможность просматривать и, тем более, подробно изучать печатный материал. Есть еще один новый, современный способ общения с родителями, чтобы рассказать им об их детях – детское радио.
Слайд № 21
В подготовке радиоэфира принимают участие педагоги, дети и родители. Возможные рубрики детского радио: «Зарядка вместе с мамой» (по временам года), «Что происходит за окном» (экологическое направление), «Семейные традиции», «Музыкальные поздравлялки» (для детей и педагогов), «Новости». В эфире звучат детские песни, загадки, стихи, сказки. На детском радио могут работать как постоянные ведущие, так и воспитанники всех возрастных групп, включая младшую. Активные родители так же могут принимать участие в подготовке и записи эфиров радиопередач.
Детское радио поможет ребенку познавать окружающий мир, взрослому - познавать жизнь ребенка. Выпуск радиоэфиров, газет и журнала - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. Все педагоги, работающие над очередным выпуском радиоэфира, газеты или журнала для родителей, должны искренне стремиться к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к укреплению связей с семьёй, должны продумывать и в содержательном и в эстетическом плане каждый номер газеты, чтобы донести необходимую информацию до каждого читателя или слушателя.
Слайд №22
Примерный алгоритм организации работы по выпуску каждого номера газеты или журнала, а так же каждой радиопередачи: воспитатели выясняют интересующую родителей проблему, собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки и т. п.
• психолог (если предусмотрен в ДОО) наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;
• родители пишут заметки в газету, помогают детям и педагогам в подготовке эфиров радиопередач;
• все специалисты ДОО периодически готовят материалы в соответствии с темой;
•заведующий и старший воспитатель редактируют журнал, старший воспитатель осуществляет компьютерную верстку; ответственные педагоги записывают радиоэфиры, выполняют функции звукорежиссеров и редакторов.
Таким образом, во взаимодействие вовлечены все участники педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, специалисты.
Еще одной интерактивной формой сотрудничества с родителями могут стать природоохранные и социальные акции.
Слайд №23
Им сопутствует большая предварительная работа, которая построена таким образом, что мотивированы на деятельность не только дети, но и их родители. Например, акция «Подари ребенку улыбку». Педагоги детского сада вместе с детьми подготовительной группы подбирают материал о детях, у которых нет родителей, пишут статью в газету, проводят радиопередачу о предстоящей акции, говорят о доброте и милосердии. Также можно провести следующие акции: «Посади дерево», «Спасём зеленую ёлочку – сохраним планету» (предновогодняя акция), «Каждой птице свой дом», «Подари ребенку праздник» (совместная подготовка к Новому году), «Вместе с нами малыши» и др.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Слайд №24
Уважаемые педагоги, ищите в своей работе с родителями новые современные формы взаимодействия, и вы обязательно добьетесь определенных результатов: родители станут активными участниками педагогического процесса и вашими помощниками.