Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей. Работа №302903

Дата публикации:
Автор:
Описание:

симинар

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

В настоящее время образовательные технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД.

Новая реформа образования в России вызвала серьезные изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

обновление содержания образования;

внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие личности.

Требования стандарта дополнительного образования сегодня становятся ключевой характеристикой качества дополнительного образования – это требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ. Однако, основным результатом дополнительного образования становится не сами знания, а освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности (компетентностей)‏, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ структурируются по ключевым задачам дополнительного образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя метапредметные и личностные результаты., развитие универсальных учебных действий (когнитивных, коммуникативных, исследовательских и т. д.), развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности, развитии мобильности и адаптируемости личности.

. Эти технологии мы определяем как метакогнитивные. Технологиии, помогающие формировать социальный

Самым важным качеством данных технологий является рефлексивность, так как она основывается на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д. 

Рефлексивный подход, который, в итоге, позволяет достичь возможности самостоятельного конструирования собственной образовательной траектории. Рефлексия (в самом общем виде) - способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, но и местом разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

При всем разнообразии педагогических технологий, нам бы хотелось выделить метод, который позволяет приобрести опыт совместной деятельности и овладеть рефлексивными механизмами, выработать навык группового и двухстороннего диалога, а именно, метод педагогической дискуссии.

Технологический подход в образовании имеет свою историю, что объясняется многообразием педагогических технологий, их целей, востребованностью практики и т.д. Поэтому я считаю, что в инновациях дополнительного образования должны быть объединены теоретические и практические методы в условиях современной ситуации в обществе.

Инновационные технологии создают условия для творческого самовыражения личности и развивают способности адаптации к быстро меняющимся условиям современного информационного общества, а также создают психологически комфортную атмосферу непрерывного обучения взрослого населения.

Образовательная технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Образовательная технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Образовательная технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Образовательная технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательные технологии на основе личностно-ориентированного подхода подразумевают:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

Коллективный способ обучения.

Технологии адаптивной системы обучения;

Заинтересованность

Конструктивность

Готовность к оправдонному компромиссу

Стремление к коррекции точки зрения

Поиск правильных доводов

Интеллектуальная толерантность

Умение слушать

Гибкость мышления

Культура речи

Эмпатия

Результативная дискуссия – есть результат сформированности метопредметных компетенций среди ее участников, с другой стороны, процесс дискуссии – есть процесс их развития тоже. Когда участники делятся друг с другом впечатлениями о проблемах, которые выдвинуты по проблеме для обсуждения, формируется сообщество, где «интерсубъективность» людей, которые делятся впечатлениями, не только привносит более глубокое понимание самой проблемы, но и позволяет лучше узнать друг друга, что можно считать позитивным результатом проведенной дискуссии.

 

         Дж.Т.Диллон определил четыре «шага», которые можно использовать, чтобы дискуссия продолжала быть эффективной и не «буксовала».

Утверждения. Утвердительные фразы звучат не так жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному

высказыванию. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Преподаватель может сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите….», или «Мне это напомнило…, ранее сказанное», или «Вы утверждаете, что…, но Олег только что сказал…».

Вопросы. Преподавателю лучше всячески провоцировать учащихся на вопросы, потому что, учащиеся с большим энтузиазмом будут обсуждать свои вопросы, а не вопросы преподавателя.

Сигналы. Лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух, поскольку комментарий преподавателя зачастую оказывается чересчур весомым. Недоуменный взгляд, выражение одобрительной заинтересованности, поднятие руки могут стать такими сигналами.

Молчание. Когда вопрос задан, важно дать время на размышление.

        Эта Технология сегодня становятся инструментом реализации требований стандарта и общего и дополнительного образования, позволяя получить результаты (метапредметные и личностные) освоения и общих и доплнительных образовательных программ. А внеурочная и урочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Литература:

Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.

Муштавинская И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www\ standart.edu.ru

Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Рос.пед. агентство, 1998.

Ю.Н. Кулюткин Диалог как предмет педагогической рефлексии, — СПб.: СПбАППО, 2002.

 

Работа:

симинар

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

В настоящее время образовательные технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД.

Новая реформа образования в России вызвала серьезные изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

обновление содержания образования;

внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие личности.

Требования стандарта дополнительного образования сегодня становятся ключевой характеристикой качества дополнительного образования – это требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ. Однако, основным результатом дополнительного образования становится не сами знания, а освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности (компетентностей)‏, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ структурируются по ключевым задачам дополнительного образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя метапредметные и личностные результаты., развитие универсальных учебных действий (когнитивных, коммуникативных, исследовательских и т. д.), развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности, развитии мобильности и адаптируемости личности.

. Эти технологии мы определяем как метакогнитивные. Технологиии, помогающие формировать социальный

Самым важным качеством данных технологий является рефлексивность, так как она основывается на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д. 

Рефлексивный подход, который, в итоге, позволяет достичь возможности самостоятельного конструирования собственной образовательной траектории. Рефлексия (в самом общем виде) - способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, но и местом разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

При всем разнообразии педагогических технологий, нам бы хотелось выделить метод, который позволяет приобрести опыт совместной деятельности и овладеть рефлексивными механизмами, выработать навык группового и двухстороннего диалога, а именно, метод педагогической дискуссии.

Технологический подход в образовании имеет свою историю, что объясняется многообразием педагогических технологий, их целей, востребованностью практики и т.д. Поэтому я считаю, что в инновациях дополнительного образования должны быть объединены теоретические и практические методы в условиях современной ситуации в обществе.

Инновационные технологии создают условия для творческого самовыражения личности и развивают способности адаптации к быстро меняющимся условиям современного информационного общества, а также создают психологически комфортную атмосферу непрерывного обучения взрослого населения.

Образовательная технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Образовательная технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Образовательная технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Образовательная технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательные технологии на основе личностно-ориентированного подхода подразумевают:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

Коллективный способ обучения.

Технологии адаптивной системы обучения;

Заинтересованность

Конструктивность

Готовность к

оправдонному

компромиссу

Стремление к коррекции точки зрения

Поиск правильных доводов

Интеллектуальная толерантность

Умение слушать

Гибкость мышления

Культура речи

Эмпатия

Результативная дискуссия – есть результат сформированности метопредметных компетенций среди ее участников, с другой стороны, процесс дискуссии – есть процесс их развития тоже. Когда участники делятся друг с другом впечатлениями о проблемах, которые выдвинуты по проблеме для обсуждения, формируется сообщество, где «интерсубъективность» людей, которые делятся впечатлениями, не только привносит более глубокое понимание самой проблемы, но и позволяет лучше узнать друг друга, что можно считать позитивным результатом проведенной дискуссии.

 

Дж.Т.Диллон определил четыре «шага», которые можно использовать, чтобы дискуссия продолжала быть эффективной и не «буксовала».

Утверждения. Утвердительные фразы звучат не так жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному

высказыванию. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Преподаватель может сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите….», или «Мне это напомнило…, ранее сказанное», или «Вы утверждаете, что…, но Олег только что сказал…».

Вопросы

. Преподавателю лучше всячески провоцировать учащихся на вопросы, потому что, учащиеся с большим энтузиазмом будут обсуждать свои вопросы, а не вопросы преподавателя.

Сигналы

. Лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух, поскольку комментарий преподавателя зачастую оказывается чересчур весомым. Недоуменный взгляд, выражение одобрительной заинтересованности, поднятие руки могут стать такими сигналами.

Молчание

. Когда вопрос задан, важно дать время на размышление.

Эта Технология сегодня становятся инструментом реализации требований стандарта и общего и дополнительного образования, позволяя получить результаты (метапредметные и личностные) освоения и общих и доплнительных образовательных программ. А внеурочная и урочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Литература:

Кулюткин

Ю.Н.,

Муштавинская

И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб

.:

СПбГУПМ

, 2002, 2003.

Муштавинская

И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.

Федеральный государственный образовательный стандарт 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа

www\

 

standart.edu.ru

Хуторской

А.В. Современная дидактика. СПб

.:

Питер, 2001.

Шишов С.Е.,

Кальней

В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.:

Рос

.п

ед

. агентство, 1998.

Ю.Н.

Кулюткин

Диалог как предмет педагогической рефлексии, — СПб

.:

СПбАППО

, 2002.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×