В докладе отображены современные технологии, которые используются педагогами спецшколы для детей с девиантным поведением.
Доклад
Современные образовательные технологии в учебно – воспитательном процессе.
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания воспитания.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащают профессиональное сознание педагога.
Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология" множество, на основании которых можно сделать вывод:
"Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем".
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития воспитанников.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
Вспомним некоторые воспитательные технологии.
Традиционные воспитательные технологии:
Технология организации и проведения группового воспитательного дел
а(
Н.Е.Щурковой
);
Гуманно – личностная технология (
Ш.А.Амонашвили
);
Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванова);
Технология гуманного коллективного воспитания (В.А.Сухомлинского).
Современные воспитательные технологии:
технология проектного обучения и воспитания;
личностно-ориентированная технология;
технология
здоровьесберегающая
;
технология развития критического мышления;
артпедагогика
, музейная педагогика;
Тьюторство
– технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии
Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие технологий воспитания. В своей практической деятельности воспитатель чаще всего стоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию, как выбрать способы действия (свои, проверенные многократно, или успешно примененные кем-то; известные или новые, новаторские;«быстродействующие» или длительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей? Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса. Исходя из этого, систему технологии воспитания можно представить на 4 условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1. Повседневные технологии воспитания. Они используются для решения типовых задач воспитательного процесса. К таким технологиям относятся достаточно универсальные практики повседневного педагогического общения, например технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними, технология включения детей в игру, технология предъявления педагогического требования. В этом же ряду стоят технология планирования воспитательной работы педагога, технология педагогической диагностики в процессе воспитания.
2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами: например, регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощренно манипулирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры», то есть использует технологию разрешения конфликтов детей.
Такая технология позволит создать у детей собственный опыт оценки поступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.
3. Такого же рода технологией воспитания является технология организации«ситуации успеха».
«Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку«ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка).
□ культивирования настроения доброжелательности, дружелюбия;
□ снятия страха перед деятельностью;
□ скрытой помощи, завуалированного инструктирования;
□ «авансирования» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания, подкрепления его «персональной исключительности»;
□ усиления мотивов деятельности;
□ педагогического внушения (мобилизующее на успех);
□ педагогической оценки результатов деятельности и проявленных качеств личности.
4.Технология педагогической поддержки также предполагает создание ситуации успеха. «Часто ли мы хвалим своих воспитанников? Какие при этом используем слова?».
Чтобы напомнить вам их, предлагаю памятку: "Множество способов сказать «Ты – молодец!».
Достаточно широкое распространение в практике нашей школы получила здоровьесберегающая технология.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.
Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями
СанПиНов
. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Классные руководители проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, следят за
динамикой
здоровья
учащихся.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека
от
физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, при проведении спортивных состязаний и мероприятий.
Экологические
здоровьесберегающие
технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ. Сюда же входят усилия классных руководителей по обучению своих воспитанников правилам дорожного движения.
В нашей школе мы используем цикл школьных ключевых дел, проводимых по методике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. Данная методика предполагает широкое участие всего школьного коллектива в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года.
В ключевых делах участвуют все ученики, все учителя, воспитатели. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей ключевого дела является класс, отряд .
Примером может служить коллективное участие в акции «Забота». Все отряды участвовали в волонтерской деятельности, помогали ветеранам, пожилым людям.
Это позволяет сделать вывод о пользе «крупноблочного» подхода к построению воспитывающей деятельности.
Формируется чувство школы, чувство «мы», состоящее из ярких «я».
Психологи утверждают, что самыми естественными механизмами в воспитании детей являются эффект заражения и эффект подражания. Состояние ребёнка, в одиночку переживающего свои эмоции, очень отличается от ситуации включённости его в переживания большой группы ребят. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. В этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, сильно действуют на личность.
Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществлённые большинством, как правило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. Воспитание «крупными дозами» позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из её участников.
Технология «Обучение в сотрудничестве»
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на следующих принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.
Технология формирования лидерских качеств.
Автор: Д. Карнеги.
Она предполагает развитие организаторских и лидерских качеств для самосовершенствования и взаимодействия с коллективом.
Личностно-ориентированная технология .
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится, прежде всего, отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»
Работая с детьми, чаще всего мы не задумываемся, какую воспитательную технологию используем в тот или иной момент, мы просто хотим, чтобы ребята выросли достойными людьми, были счастливы в будущей жизни.
Французский писатель Эрнст Легуве так говорил о целях воспитания: «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас».
Нетрудно продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Какими бы технологиями воспитания мы не пользовались необходимо всегда помнить о том, как это отражается на ребенке и придерживаться принципа НЕ НАВРЕДИ.