Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшей школой – обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Индивидуализация, дистанционность и вариативность образовательного процесса через современные образовательные технологии
Спиридонова М.Е.
Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшей школой – обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия; - самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; - отличаться мобильностью; - быть способными к сотрудничеству; - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Использования возможностей современных инновационных технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
В нашей практике мы используем различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать студентов с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества, проблемные, которые развивают самостоятельность мышления, творческие способности учащихся. Используются различные формы организации и проведения урока: коллективные, индивидуальные и групповые формы работ;
Применение новых педагогических технологий позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятии, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность студентов, развивает их творческий потенциал. При использовании современных технологий учебный процесс становится интересным, что повышает активность студентов, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний, формируются аналитические способности студентов. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
Применяем на занятиях игровые технологии, здоровьесберегающие технологии - наиболее эффективные средства формирования культуры поведения. Развитие критического мышления- Этот прием мы используем на занятиях, где нужно прочитать и осмыслить какой- либо текст. На стадии осмысления этот прием помогает оценить свои знания, поделиться ими или, наоборот, попросить помощи. Этот прием используется для обсуждения в парах. «Кластер»- Данное упражнение помогает вспомнить ключевые понятия по теме, систематизировать их, составленный «кластер» можно применять на нескольких занятиях подряд в качестве закрепления, оно помогает быстро и наглядно вспомнить пройденное. Этот приём нравится еще и тем, что в любой момент можно вернуться к «Кластеру» и повторить ранее систематизированные знания.
Использование современных образовательных технологий на парах и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. Требования к современным вузовским технологиям обучения. Технологии обучения в вузе должны:
– обеспечивать каждому студенту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные характеристики, сохраняя оптимальный баланс фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения;
– способствовать оптимизации процесса обучения в образовательной среде вуза;
– обеспечивать обучение, не вступая в противоречие с традиционными дидактическими принципами;
– выступать в качестве инструмента в процессе самообразования, обеспечивающего студента необходимой информацией о степени достижения им поставленных целей обучения на определенном этапе и "ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в согласии с которыми он действует".