Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Хафизова Г.Ф.,
учитель начальных классов
МАОУ «Прогимназия «Центр детства»
г. Новый Уренгой, Россия
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Существует ряд определений, характеризующих педагогические технологии.
1) Педагогические технологии - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
2) Педагогические технологии - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).
3) Педагогические технологии - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько).
4) Педагогические технологии - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Я для себя выделяю три основные группы технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
- Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
- Проектная деятельность. Суть её заключается в том, чтобы стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок рождается исследователем. Он постоянно жаждет новых впечатлений, любознателен, стремиться познавать мир через наблюдения, эксперимент, самостоятельный поиск новых сведений и мире. Так, проводя работу над проектом, ориентирую детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных, вставших перед ним проблем.
Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. При работе над проектом формируются положительные качества личности: коммуникативность: возможность говорить самому, задавать вопросы, выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; толерантность: положительное отношение к другим (умение выслушивать, договариваться); интеллектуальные качества: наблюдение, анализ, выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками информации; рефлексивные навыки: адекватность самооценки и оценки деятельности одноклассников.
Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Например, при подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагается провести исследовательскую работу по материалам, которые имеются в сети Интернет и различным литературным источникам. Всю полученную информацию дети систематизируют в классе и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок". Схемы связей очень часто использую на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы: «Время снега и льда» предлагается ребятам ответить на вопросы: какое вещество может принимать три состояния, при каких условиях происходят превращения, как называются эти процессы превращения? Во время работы над ответами детям предлагается схема, где необходимо указать логическую цепочку образования трёх состояний воды, стрелками соединить условия, при которых наблюдаются процессы конденсации и замерзания. При изучении, например, темы: «Как встречают весну животные», ребята получают задания рассмотреть изменения в жизни животных, появление потомства, весеннюю линьку, массовый прилёт птиц и т.д. Для более тщательного исследования и усвоения материала на доске вывешиваются схемы-опоры с дополнительным набором карточек. Выполняя работу у доски и в рабочих тетрадях, ребята устанавливают определённую цепь изменений для каждой группы животных.
Очень тесно связываю с этой технологией, технологию учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Например, на уроках обучения грамоте при звуковом анализе слов, я использую игру «Вертолина». Игра проводится так. К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадает в сектор, на эту букву составляется слово. Производится звуковой анализ слова. Для формирования навыков орфографии эту игру можно использовать в другом варианте. Например, в сектор выпала буква р, задание – проверяемые безударные гласные. Ученик вспоминает слова. Река - проверочное слово - реки. Задания можно изменять, используя различные варианты. Игра во фразу ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения, затем по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов.
Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Рассмотрим возможности и преимущества информатизации обучения в начальной школе. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Как показывает опыт работы, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой, ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствует влияния окружающих. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать осознанность усвоения полученного материала, активно воспроизводить ранее изученные знания, отслеживать интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, и развивать творческое отношение учащихся к учению.
Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.
Компьютер в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы. Например, для повышения грамотности использую программы типа «Семейный наставник», «Фраза», для отработки вычислительных навыков «Приключения в городе математиков», «Обучение и приключение», « Отличник» и т.д.
Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. В этой работе представлена лишь маленькая толика педагогических технологий как фактор повышения качества образования в общеобразовательной, в частности, начальной школе.
Сегодня много говорят и пишут о высоких технологиях. Но мне кажется, ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство общения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь ещё один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остаётся ребёнок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врач: «Не навреди!»
Использованная литература:
1. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования //Сборник научно-методических материалов/ под ред. докт. пед. наук В.Ф.Габдулхакова. Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 570с.
2. Матрос Д.Ш. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч. – 2000. – №7. – с. 27-35.
3. Мотуренко Н.В. Эффективность использования современных образовательных технологий// Завуч. – 2007. – №2. – с.15-22
4. Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. – Казань: Мирас, 1997. – 255 с.
5. Психология управления инновационной деятельностью// тезисы докладов/ под ред. Кустабаевой Е.К. – Казань, 2000. – с.64-67.
6. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов// Школьные технологии. – 1998. – №.3. – с.18-22.