Современные подходы к реализации задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Вам не раз приходилось слышать вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст? Ответ на этот вопрос разные люди дают по-разному. У каждого человека свое восприятие окружающего мира. Одни видят и восхищаются прекрасной стороной жизни, для других все вокруг ужасно. Все зависит от того, каким внутренним содержанием наполнена душа человека и насколько он культурно развит, поскольку человека характеризует, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность. Культура человека - это есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культурного человека играет эстетическое воспитание.
Дошкольный возраст дает прекрасную возможность для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает. Немаловажная роль в этом отводится художественно-эстетическому воспитанию, значение которого трудно переоценить.
В настоящее время проблема художественно - эстетического воспитания, развитие личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.
Современные подходы к реализации задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Вам не раз приходилось слышать вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст? Ответ на этот вопрос разные люди дают по-разному. У каждого человека свое восприятие окружающего мира. Одни видят и восхищаются прекрасной стороной жизни, для других все вокруг ужасно. Все зависит от того, каким внутренним содержанием наполнена душа человека и насколько он культурно развит, поскольку человека характеризует, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность. Культура человека - это есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культурного человека играет эстетическое воспитание.
Дошкольный возраст дает прекрасную возможность для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает. Немаловажная роль в этом отводится художественно-эстетическому воспитанию, значение которого трудно переоценить.
В настоящее время проблема художественно - эстетического воспитания, развитие личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.
Художественно - эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, является одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Корни эстетического развития ведут в глубокую древность. Основополагающий взгляд того времени: эстетика – это все прекрасное, примитивен , но, в принципе, актуален и сейчас.
С давних времен и по наше время проблема формирования эстетической культуры детей остается одной из важнейших задач педагогики. По данному вопросу разработано множество трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов. А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.И.Игнатьев, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская и другие.
Проблема эстетического воспитания имеет свои специфические задачи, которые делятся, в свою очередь, на две группы. Первая из них направлена на формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру. Здесь предусматривается: развитие умения видеть красоту в природе, искусстве, поступках; понимание прекрасного; воспитание художественного вкуса, потребности в познании окружающего прекрасного. Вторая же группа задач эстетического воспитания направлена на формирование художественных умений в области различных искусств: обучение детей рисованию, конструированию, лепке. Перечисленные группы задач в процессе реализации покажут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи.
Художественно-эстетическое развитие традиционно рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
—развитие творческого потенциала ребенка;
—развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи художественно-эстетического развития обозначены в программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.
Это:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству.
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности. Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.
Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность.
Приобщение к музыкальному искусству.
Формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Удовлетворение потребности в самовыражении.
Понятно, что цели и задачи определяются для каждого возраста отдельно.
Задачи обучения в первой и во второй младшей группе:
- Готовить к восприятию произведений искусства.
- Готовить детей к посещению театра.
- Приобщать к декоративной деятельности.
- Способствовать развитию певческих навыков.
- Познакомить с тремя музыкальными жанрами.
- Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат.
- Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими.
- Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета.
- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе:
- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
- Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.
- Познакомить с архитектурой.
- Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации.
- Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
- Обогащать представления детей об искусстве.
- Продолжать развивать интерес к лепке.
- Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
- Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Задачи обучения в старшей группе.
- Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
- Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства.
- Познакомить с произведениями живописи.
- Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения.
- Учить создавать сюжетные композиции.
- Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.
- Знать особенность изобразительных материалов.
Задачи обучения в подготовительной группе.
- Формировать основы художественной культуры
- Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
- Познакомить со спецификой храмовой архитектуры.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений.
- Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа.
- Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется.
- Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него.
- Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.
В последние двадцать лет педагоги и психологи достаточно активно проводят свои практические исследования с целью поиска и выявления новейших методологических подходов к реализации вышеназванных задач.
Что же это за подходы?
Во – первых, это образовательная деятельность, строящаяся на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.
Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.
Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.
Во – вторых, педагогическое взаимодействие, как инновационная форма организации педагогического процесса, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок.
Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.
Необходимо исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем!!!
Необходимо использовать вариативную методику: вариативный наглядный ряд и работа с ним перед занятием и вовремя него; вариативный показ техники рисования (лепки, аппликации).
Следует подчеркнуть, что занятия как форма фронтальной работы с детьми не должны исчезнуть из «сетки» НОД. Однако они должны проводиться лишь тогда, когда способ деятельности осваивается детьми впервые или решаются сложные учебные задачи. В остальных случаях целесообразно использовать ситуации педагогического взаимодействия, основанные на свободной совместной деятельности педагога и детей.
В сочетании с самостоятельной художественной деятельностью, студийно-кружковой работой, праздниками и развлечениями они позволят сделать педагогический процесс более дифференцированным и гибким, в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, учитывать склонности и предпочтения каждого ребенка.
В зависимости от характера решаемых образовательных задач ситуации педагогического взаимодействия выделяются следующие виды: ситуации обучающего взаимодействия; ситуации творческого взаимодействия; ситуации игрового взаимодействия; ситуации проблемного взаимодействия и т. д.
Основанием для отнесения ситуаций педагогического взаимодействия к тому или иному виду служат доминирующие в их структуре методы и приёмы обучения. Например, в ситуации игрового взаимодействия педагога и детей ведущими являются игровые методы и приёмы. В контексте игры происходит постановка учебной задачи, обсуждение и показ способов изображения, руководство выполнением задания.
Центром проблемной ситуации, как правило, становится поисковый вопрос. Поиск ответа на заданный вопрос обуславливает отбор соответствующих методов и приёмов, составляющих основу технологии проблемного обучения - эвристической беседы, наблюдения, экспериментирования, направленных на выявление свойств различных художественных материалов, возможностей получения оригинальных художественных решений и т. д.
Основное отличие ситуаций педагогического взаимодействия от занятий состоит, прежде всего, в облегчённой организационной структуре. В них, как правило, отсутствует вводная часть с присущей ей постановкой дидактических задач и объяснением способов деятельности, а также заключительная часть, предусматривающая анализ и оценку детских работ.
Ситуация педагогического взаимодействия начинается с постановки проблемного вопроса (Что подарить другу? Как украсить группу?). Педагог может также поставить перед детьми игровую задачу, внутри которой скрыт дидактический смысл, а также сформулировать задание творческого характера.
Далее в непринужденной обстановке дети высказывают собственные предложения, предлагают варианты выполнения заданий, обсуждают ход работы. Педагог подсказывает, советует, напоминает, организовывает процесс сотворчества.
Организация ситуаций педагогического взаимодействия требует от взрослого установления партнёрских непринуждённых взаимоотношений с детьми. Педагог включается в деятельность наравне с детьми, избегая жёстких оценок и регламентации их деятельности. Очень важно, чтобы в ситуации педагогического взаимодействия каждому ребёнку была предоставлена свобода выбора. В одних случаях ребёнок может сделать собственный выбор темы, в других - художественного материала, в-третьих,- способа изображения.
Свободный характер организации ситуаций педагогического взаимодействия предполагает предоставление каждому ребёнку возможности работать в индивидуальном темпе, а после достижения желаемого результата переходить к другой деятельности по собственному выбору.
Таким образом, суть этих нововведений состоит в том, чтобы при сохранении обязательного минимума художественных занятий уравновесить их свободными от строгой регламентации формами, в частности, ситуациями педагогического взаимодействия. Разнообразие организационных форм даст педагогам возможность гибко проектировать и успешно реализовывать задачи художественно-творческого развития дошкольников.
В третьих, произошли существенные изменения в использовании методов художественно-эстетического развития и образования детей дошкольного возраста. Выражением данной тенденции стало применение в образовательной практике детского экспериментирования и метода творческих проектов.
Традиционно организация детского экспериментирования рассматривалась в контексте познавательного развития дошкольников, ознакомления детей с физическими свойствами объектов окружающего мира и т.п. Вместе с тем, опыт работы некоторых детских садов свидетельствует о возможности использования экспериментирования при обучении детей изобразительной деятельности.
Детское художественное экспериментирование рассматривается как деятельность поискового характера, направленная на познание ребёнком свойств и качеств художественных материалов и их нетрадиционное использование в процессе создания изображения.
В обучении изобразительной деятельности возможно использование различных видов художественного экспериментирования.
1. Экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения - рисование восковыми мелками, масляными карандашами, клеем; методом набрызгивания краски, монотипии; получение изображения с помощью ладони, пальцев, кулачка, ребром ладони и т. д.; создание рисунка с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек, бросового и природного материалов).
2. Экспериментирование с цветом - получение составных цветов; оттенков одного и того же цвета; осветление и затемнение.
3. Экспериментирование с художественными эффектами - оттиски пробкой, пенопластом, поролоном, скомканной бумагой, печатками из картофеля, лука и ластика; рисование методом тычка, свечой, по сырому; рисование подкрашенной мыльной пеной, граттаж; кляксография; расчёсывание краски; рисование на скомканной бумаге; рисование с помощью копировальной бумаги и т. д.
4. Экспериментирование со способами создания изображений - прорисовывание каждой части изображаемого объекта (конструктивный способ изображения); рисование на основе линии, определяющей суть движения, позы; создание изображения путем упрощения, стилизации формы; схематичное изображение и т.д.
В практике работы современных ДОО широкое распространение получил также метод творческих проектов, представляющий собой способ поэтапной организации деятельности детей и взрослых.
Творческие проекты представляют собой нетрадиционный подход к реализации программного материала по направлению «Художественно-эстетическое развитие». В рамках творческих проектов интегрируются различные виды детской деятельности - музыкальная, изобразительная, театрализованная, познавательная, исследовательская. Интеграция содержания различных направлений образовательной работы с детьми существенно оптимизирует педагогический процесс, обеспечивая формирование у детей обобщённых представлений и способов действий, составляющих основу для проявления ими самостоятельности в познавательной и продуктивной видах деятельности.
Кроме того, в процессе реализации проекта используются разнообразные формы работы с детьми. Наряду с традиционными занятиями организация каждого творческого проекта включает альтернативные формы работы, основанные на свободной совместной деятельности педагогов и детей: ситуации обучающего и творческого взаимодействия, игровые и проблемные ситуации, описанные выше, а также дидактические игры, творческие мастерские, мастер-классы и т. д.
В – четвертых, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Необходимо создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.
В - пятых, освоение новых инновационных и нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.
В - шестых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.
В-седьмых, взаимодействие с родителями. Очень важное условие.
Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть, даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.
В-восьмых, дополнительное образование, которое предполагает разнообразие и вариативность образовательных программ:
-личностный подход в обучении;
-возможность индивидуальных занятий с одаренными детьми;
-создание ситуации успеха у каждого ребенка при участии в конкурсах различного уровня (грамотный педагог всегда найдет способ поощрить детей);
-возможность приобрести мастерство «из рук в руки», от педагога к воспитаннику (опыт «мастер-классов»).
Итак, рассмотренные нами подходы не исчерпывают всех возможностей по реализации задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, но в качестве перспективных можно выделить следующие:
- переосмысление значения и содержания самостоятельной художественной деятельности детей;
- установление баланса между репродуктивным и творческим освоением детьми художественного опыта в различных видах и формах деятельности;
- совершенствование эвристических и частично-поисковых методов художественно-творческого развития детей;
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе продуктивной деятельности;
- формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.