Воспитание – понятие многоликое.
Младший школьный возраст – самый ценный период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
С 1 сентября 2022 года в школах начнут действовать ФГОС третьего поколения. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Августовская конференция педагогических и руководящих работников
Выступление
на тему:
«Современные подходы
к организации
воспитательной работы
в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Цыгикало О.А
26 августа 2023 года
*(1 слайд) Современные подходы к организации
воспитательной работы в начальной школе
*(2 слайд) В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание – понятие многоликое. Оно и средство, и процесс, и результат. Младший школьный возраст – самый ценный период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
Как воспитывать?
Поиск ответа на этот вопрос подводит нас к категории методов воспитания, технологий насыщения среды развития ребенка подлинными ценностями, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой личности, патриота школы -гражданина России.
С 1 сентября 2022 года в школах начнут действовать ФГОС третьего поколения. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
(3 слайд) Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда были только общие контуры, и родители и педагоги не знали, что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, ист
о
рии и культуры;
ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, прож
и
вающих в стране.
*(4 слайд) Формы работы по патриотическому воспитанию разнообразны: Уроки мужества, Уроки памяти, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поисковая работа, экскурсии по местам боевой славы, музейные уроки, квесты на 23 февраля и 9 мая, праздники, акции.
В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространен метод проектов.
*(5,6,7 слайд) По данному направлению мы участвуем в акциях «Бессмертный полк», «Свеча памяти», проводим встречи с ветераном Великой Отечественной войны, детьми военных лет, собираем материал о героях своей семьи, односельчанах в годы Великой Отечественной войны. Собранный материал оформили в Книгу Памяти «А мы из Пензы. Наследники Победителей». Обучающиеся принимают активное участие в благоустройстве территории памятника павшим воинам.
*(8,9 слайд) Духовно-нравственное воспитание - это:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В рамках духовно-нравственного воспитания использую такие формы работы на уроках:
изучение лучших образцов художественной культуры, предметов иску
с
ства;
ознакомление с героическими историческими событиями своего гос
у
дарства;
просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
создание проблемных ситуаций;
решение практических задач.
Во внеурочной деятельности:
общешкольные или семейные праздники;
коллективные творческие дела;
конкурсы.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
экскурсии;
благотворительные или гражданские акции;
военно-патриотические мероприятия.
*(10,11 слайд) Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Важным звеном эстетического восприятия является изучение литературы, и в частности поэзии. Особое внимание я уделяю игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки не обходится ни один праздник. Много внимания уделяется музыке наших прадедов, живших по своим старинным обычаям.
Произведения изобразительного искусства уникальны. При их изучении очень помогут альбомы репродукций, открытки. Конкурсы рисунков здесь очень уместны. Они помогут выявить начинающие таланты.
Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их.
Важное значение в эстетическом воспитании имеет танец. Танцы разучиваем к календарным праздникам.
*(12,13 слайд) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Формы работы: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья, утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе, оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей.
*(14,15 слайд) Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Реализация трудового воспитания по ФГОС:
встречи с интересными людьми,
выставка семейных поделок,
сюжетно-ролевые игры,
экскурсии,
выставки рисунков,
десант чистоты и порядка (наведение порядка в классе),
классные поручения,
дежурство по классу и школе,
беседы «Что я умею делать сам»,
проекты «Вторая жизнь упаковки», «Новогодняя игрушка»
*(16,17 слайд) Экологическое воспитание включает в себя:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Реализация экологического воспитания в нашей школе осуществляется через:
опытническая работа
об
уча
ю
щихся
на школьном участке;
посадка цветов на клумбах и в цветочные горшки для озеленения школы
и её территории
;
операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
экологические десанты и акции «Чистая улица», «Школьный двор»
;
конкурсы рисунков и фотографий
«Внимание! Первоцвет»;
тематические классные часы «День воды», «Птицы – твои друзья»
*(18 слайд) Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
*(19 слайд) Рабочая программа воспитания
В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации на 2021–2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 году. Наиболее значительные корректировки внесены в части формулировок. Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО).
*(20 слайд) ФГОС НОО п.31.3
31.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие
личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и
включать:
*анализ воспитательного процесса в Организации;
*цель и задачи воспитания обучающихся;
*виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
*систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
*(21 слайд) Реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы осуществляется также посредством внеурочной деятельности.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
*(22 слайд) Многие образовательные организации нашего района имеют опыт такого взаимодействия. Так в 2020-2021 учебном году в нашей школе осуществлялось сетевое взаимодействие с Пензенским социально-педагогическим колледжем по программам «ИЗО-студия», «Декоративно-прикладное творчество», «Юный конструктор».
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования).
(23 слайд) Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
(24-30 слайд) Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности
образовательной организации
Направление внеурочной деятельности
Основные формы реализации
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном"
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
Основные организационные формы:
занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований);
занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России".
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников;
волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы;
творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций
(31 слайд) В прошедшем учебном году обучающиеся 2-3 классов нашей школы активно участвовали в Российском движении школьников. Дети были награждены сертификатами за участие в акциях «Светлячки памяти», «Крымская лаванда», «Подари книгу», «Открытка трудящимся» и др..
(32 слайд) Методическая поддержка
образовательных организаций
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" разрабатывает серию материалов по реализации внеурочной деятельности:
https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
Для начального общего образования:
1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Формирование функциональной грамотности в процессе изучения дополнительных учебных курсов:
"Мы любим русский язык";
"Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира".
Поисково-исследовательская деятельность как фактор формирования метапредметных результатов обучения:
"Мир слов: всему название дано";
"Наша биологическая лаборатория".
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Художественно-творческая практика как форма освоения основ изобразительной грамоты: "Арт-студия "Мое творчество".
Для начального общего и основного общего образования:
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Хоровое пение".
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Музыкальный театр".
3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Фольклорный ансамбль".
4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: "Танец".
(33 слайд) Региональные нормативные акты
1 августа Министерством образования Пензенской области издан Приказ «О введении курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных организациях Пензенской области.
*(34 слайд)
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!