Примерная программа кружка "Воображариум".
Кружок
для детей с ОВЗ «Воображариум»
программа дополнительного образования
Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»…………….
Пояснительная записка………………………………………………………
1.1. Цель и задачи программы………………………………………………
1.2. Содержание программы………………………………………………..
1.3. Планируемые результаты………………………………………………
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»…..
2.1. Календарный учебный график……………………………………
2.2. Условия реализации программы………………………………………..
2.3. Формы аттестации…………………………………………………..
2.4. Оценочные материалы……………………………….
2.5. Методические материалы……………………………………………
2.6. Список литературы………………………………………………..
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Воображариум» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей с ОВЗ, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. Программа является модифицированной и имеет общекультурный базовый уровень.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов бумагопластики, развивает мелкую моторику рук, программа способствует интеллектуальному развитию. Бумагопластика создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные поделки, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня бумагопластика наиболее тесно связана с самым молодым видом искусства – дизайном.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
• предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
•подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
• формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
• в процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
•учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Адресат программы: данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-12 лет. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне. Объем и срок освоения программы: данная программа рассчитана на год обучения. Общее количество учебных часов – 24 (2 занятия в неделю). Форма обучения: очная (Закон № 273 – ФЗ, гл.2, ст.17, п.2). Занятия проводятся на русском языке.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в разновозрастных группах.
Состав группы: постоянный, количество учащихся в группе от 2 до 5 человек (приветствуется работа в парах совместно с родителями).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по часу с 10-15-минутным перерывом.
1.1. Цель и задачи программы
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники бумагопластики, как художественного способа конструирования из бумаги.
Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить.
Задачи:
Предметные:
• знакомство с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики.
• обучение различным приемам работы с бумагой.
• формирование умения следовать устным инструкциям.
• знакомство с инструкцией по технике безопасности.
•знакомство с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Метапредметные:
• развитие внимания, память, логическое и пространственное воображения.
• развитие мелкой моторики рук и глазомер.
•развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
•развитие у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
• развитие пространственного воображения.
Личностные:
• воспитание интереса к искусству бумагопластики;
•формирование практических навыков художественной обработки бумаги в различных техниках;
• формирование культуры труда и совершенствование трудовыми навыками;
•способствование созданию игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей;
•воспитание аккуратности;
•формирование умения создавать творческие композиции изделий, выполненных в различных техниках бумагопластики.
1.2. Содержание программы.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
2
1.1
Знакомство с программой
0.5
-
0.5
Беседа
1.2
Инструменты и материалы
0.5
0.5
1
Опрос
1.3
Правила техники безопасности
0.5
-
0.5
Зачёт по ТБ
2
Бумагопластика
2
2
4
2.1
Основные формы бумагопластики
0.5
0.5
1
Беседа
2.2
Изготовление цветов в бумажной технике
0.5
2.5
3
Творческая работа
3
Плоскостные композиции из бумаги
3
5
8
3.1
Аппликация
1
1.5
2.5
Взаимозачёт
3.2
Многоцветная аппликация
1
4
5
Выполнение образцов
3.3
Гофрокартон
1
1.5
2.5
Творческая работа
4
Объёмные композиции из бумаги
3
5
8
4.1
Аппликация
1
1.5
2.5
Творческая работа
4.2
Многоцветная аппликация
1
4
5
Творческая работа
4.3
Гофрокартон
1
1.5
2.5
Выполнение образцов
5
Обобщение материала
2
-
2
Выставка
Итого часов:
11
13
24
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Знакомство с программой.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом.
Практика: Основные формы работы. Набор детей в группы.
Форма контроля: беседа.
Тема 1.2. Инструменты и материалы.
Теория: Знакомство с инструментами и материалами. Основные их свойства и качества.
Практика: Знакомство учащихся друг с другом.
Форма контроля: опрос.
Тема 1.3. Правила техники безопасности.
Теория: Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами и клеем.
Практика: Изучение инструкции по ТБ. Изучение инструментов.
Форма контроля: зачет по ТБ.
Раздел 2. Бумагопластика.
Тема 2.1. Основные формы бумагопластики.
Теория: История возникновения техник бумагопластики. Технология изготовления основных форм. Применение формы в композициях.
Практика: Выполнение основных форм из полосок бумаги.
Форма контроля: беседа.
Тема 2.2. Изготовление цветов в бумажной технике.
Теория: Технология изготовления простых и бахромчатых цветов. Приёмы работы и сборки цветов, подбор цветовой гаммы.
Практика: Изготовление простых цветов из базовых форм. Изготовление бахромчатых цветов.
Форма контроля: творческая работа
Раздел 3. Плоскостные композиции из бумаги.
Тема 3.1. Аппликация.
Теория: Ознакомление с основными понятиями “композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции.
Практика: Выполнение композиции из бумаги. Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок из бумаги, сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: взаимозачёт.
Тема 3.2. Многоцветная аппликация.
Теория: Ознакомление с основными понятиями “композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции. Правила работы с бумагой, правила разметки листа.
Практика: Разметка листа бумаги и вырезание полосок для работы разного цвета. Выбор эскиза, цвета. Сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: выполнение образцов.
Тема 3.3. Гофрокартон.
Теория: Ознакомление с основными понятиями “композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции. Правила работы с картоном, правила разметки листа.
Практика: Изготовление заготовок из картона. Выбор эскиза, цвета. Сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: творческая работа
Раздел 4. Объёмные композиции из бумаги.
Тема 4.1. Аппликация.
Теория: Приёмы работы и сборки композиции. Подбор эскиза. Выбор цвета.
Практика: Выполнение композиции из бумаги. Изготовление заготовок из бумаги, сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: творческая работа.
Тема 4.2. Многоцветная аппликация.
Теория: Ознакомление с основными понятиями “объёмная композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции. Правила работы с бумагой, правила разметки листа.
Практика: Разметка листа бумаги и вырезание полосок для работы разного цвета. Выбор эскиза, цвета. Сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: творческая работа.
Тема 4.3. Гофрокартон.
Теория: Ознакомление с основными понятиями “объёмная композиция”, способами и правилами её составления из гофрокартона. Приёмы работы и сборки композиции. Правила работы с картоном, правила разметки листа.
Практика: Изготовление заготовок из картона. Выбор эскиза, цвета. Сборка и декорирование композиции.
Форма контроля: выполнение образцов.
Раздел 5. Обобщение материала.
Теория: Подведение итогов, участие в выставках.
Форма контроля: выставка работ.
1.3. Планируемые результаты.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми с ОВЗ бумажной техникой. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и свойствах бумаги, научатся обращаться с основными материалами и инструментами для бумагопластики.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
•ознакомление с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики.
• овладение различными приемами работы с бумагой.
•ознакомление с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Метапредметные:
• развивать внимание, память.
• развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• развивать способность работать руками.
Личностные:
•формировать практические навыки художественной обработки бумаги в различных техниках;
•формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
•обучать аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
2.2. Условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое. Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий:
-Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
-Полоски гофрированного картона, зубочистки.
-Пинцеты, цветной картон.
-Ножницы, клей.
-Рамки для оформления работ.
-Карандаш, ластик.
-Бумага для эскизов, калька.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации: зачет, творческая работа, выставка, конкурс.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, диплом, фотоотчёт, перечень готовых работ.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовое изделие, конкурс, открытое занятие, отчёт, портфолио ТО.
Для обеспечения высокого уровня объективности и достоверности аттестации достижений ребят, используются разнообразные по формам, срокам и содержанию виды контроля:
вводный контроль – контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
контроль за
усвоением учебного материала на отдельных занятиях, по теме, блоку или разделу (беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, зачёт, просмотр творческих работ обучающихся);
текущий контроль, состоящий в оценке качества усвоения разделов и тем учебных программ (творческие и практические занятия, выполнение образцов, выставки, наблюдение, кроссворд, тестирование, игры и т.д.)
итоговый контроль - оценка качества усвоения содержания уче
бных программ за учебный период
(творческая работа, выставки, выполнение творческого проекта)
2.4. Оценочные материалы.
При реализации дополнительной программы «Воображариум» проводится контроль уровня знаний и умений, который оценивается через опросы, викторины, тесты и т.д.
Для определения результативности в течении учебного периода между ребятами проводятся различные конкурсы, тематические выставки, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам и разделам, сформировать положительную мотивацию для их деятельности, научить самоанализу.
2.5. Методические материалы.
Методическое сопровождение программы:
-методические разработки и планы-конспекты занятий, технологические карты, специальная литература;
-справочные материалы на различных носителях;
-тесты, викторины.
Список литературы.
1.Беляков, О.В. Лучшие поделки из бумаги [Текст] / О.В.Белякова.- Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
2. Бич, Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского). - М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
3. Богатеева, З.В. Чудесные поделки из бумаги [Текст]/ З.В. Богатеева.- М.: Просвещение, 1997.
4. Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков [Текст]/ C. Букина, м. Букин .- Феникс, Ростов-на-Дону: 2011.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [Текс] / Г.И. Долженко. — Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Кириченко, Г. В. Кулинарные украшения из бумаги. Бумагопластика / Г.В. Кириченко. - М.: Астрель, Полиграф издат, Полигон, 2011. - 128 c.
7.. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество [Текст]/О.В.Корчинова. - Ростов на Дону, 2002.