Свободное владение методами, приемами, формами организации педагогического процесса формируется в том случае, если воспитатель подготовлен теоретически, если его практическая подготовка достигла качественного уровня. Теория обогащает практическую деятельность новыми знаниями. Практика способствует апробации теоретических положений, делая их педагогически активными. Отсюда вывод: только корреляция теории и практики является показателем высокого профессионального уровня [3, с. 52]. Следовательно, проблему развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности, необходимо рассмотреть с теоретической и практической точек зрения.
Актуальность. Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: развитию способности нестандартно мыслить; готовности к активности творческого характера; умению создавать креативные продукты собственной деятельности; формированию эстетического отношения к миру.
Здравствуйте уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии! Тема моей дипломной работы «Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности».
Актуальность исследования заключается в том, что развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: развитию способности нестандартно мыслить; готовности к активности творческого характера; умению создавать креативные продукты собственной деятельности; формированию эстетического отношения к миру.
Проблема исследования: как эффективно развивать художественно- творческие способности дошкольников в продуктивных видах деятельности?
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития художественно - творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования: изучить процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности для разработки системы занятий по развитию художественно-творческих способностей дошкольников подготовительной группы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников в соответствии с особенностями и механизмами их развития;
2. Рассмотреть продуктивную деятельность как фактор развития художественно - творческих способностей дошкольников;
3.Провести констатирующий эксперимент для выявления состояния развития художественно-творческих способностей дошкольников в практике работы ДОУ.
4.Разработать содержание системы занятий по развитию художественно-творческих способностей дошкольников подготовительной группы.
5.Проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования: Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников будет реализовываться эффективнее, если использовать комплекс занятий, использующих продуктивные вида деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, источников по данной проблеме.
2. Эмпирические: наблюдения за детьми, проведение диагностики, работа с родителями, анализ, обработка полученных результатов исследования (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
3. Педагогическое проектирование
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 г. Урай.
Практическая значимость исследования: разработана система занятий по развитию художественно-творческих способностей дошкольников подготовительной группы, которая может быть использована воспитателями в работе с детьми.
Решая задачу изучения теоретических аспектов развития художественно-творческих способностей детей, необходимо обратиться к определению понятия художественно-творческих способностей. Художественно-творческие способности развиваются на основе наследственных задатков в процессе деятельности при взаимодеятельности ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия – обучении.
Компоненты художественно-творческих способностей представлены на слайде.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников происходит через три основных направления: регламентированную деятельность, нерегламентированную деятельность и деятельность ребенка вне ДОУ. Содержание каждого направления представлено на слайде.
Задачей педагога и является «раскрытие коммуникативных способностей детей в процессе художественно-эстетического общения на основе постепенного накопления у детей необходимых знаний и умений, которые можно посмотреть на слайде.
Продуктивной называют такую практическую деятельность, которая направлена на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью.
Этапы обучения продуктивной деятельности представлены на слайде.
Форма организации продуктивной деятельности в образовательном учреждении представлена на слайде.
Данная структура позволяет представить продуктивную деятельность как культурную форму для проектирования широкого диапазона разнообразных работ ребенком; моделированию и формообразованию с материалами, как в их чистом виде, так и в сочетании, что позволяет насыщать данную «форму» разнообразным содержанием из различных источников.
Базой для проведения исследования послужил детский сад №12 г. Урай. В соответствии с целями и задачами исследования нами была разработана программа педагогического эксперимента. Его цель заключалась в проверке возможностей системы занятий по развитию художественно-творческих способностей дошкольников подготовительной группы в условиях реального дошкольного образовательного учреждения.
Первым этапом является проведение констатирующего эксперимента, направленного на диагностику развития художественно-творческих способностей детей подготовительной группы.
Результаты анализа работы «Сказка о царе Салтане», старшая экспериментальная подгруппа представлены на слайде.
Анализ продукта творчества включает - содержание изображения (полноту изображения образа), передачу формы, композицию, динамику изменения образа (движение в пространстве и во времени), характер изображения (чувства, эмоции, настроение), цвет и оригинальность изображения.
По всем критериям оценка давалась по трехбалльной системе. Например, критерий «передача формы»: форма передана точно - 3 балла; есть незначительные искажения - 2 балла; искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Анализ показал, что большинство работ носит репродуктивный характер, так как в них нет ярко выраженного образа, характера и оригинальности. Остальные параметры, такие как форма, цвет и композиция у большинства детей совпадает с образцом, выполненным воспитателем.
Базовой основой системы занятий явились психолого-педагогические и дидактические условия развития творческого потенциала дошкольника с опорой на когнитивную, сенсомоторную, аффективную и действенно-предметную сферы развития личностных качеств ребенка.
Для блочно-модульной структуры обучения были выбраны следующие формы проведения занятий, которые более подробно представлены на слайле: вводные, основная часть, тренинги, основная часть 2, заключительная часть, средства обучения, приемы обучения.
Календарно-тематическое планирование занятий построено на основе конкретных блоков, соотнесенных с сезонами года, согласно календарного цикла природы, представлено на слайде.
Эксперимент показал, что в основном низкий уровень развития мелкой моторики встречался у детей из семей с низким социальным уровнем проживания, где отсутствуют условия для ее развития (бумага, карандаши, пластилин и т.п.) или у тех, где в семье много запретов на проявление активности в поведении.
Вначале вводных занятий дети боялись экспериментировать с бумагой, красками, боялись запачкаться красками при рисовании пальчиками. Некоторые дети сложно входили в образ объекта. Мешала реакция взрослого на ошибки детей - недопущение ошибки на вербальном уровне и обрывание высказываний ребенка. Обучение детей навыкам рефлексивной деятельности часто не достигало нужного результата из-за постоянной потребности воспитателей «помочь» ребенку собственными ответами и подсказками.
На хорошем уровне была организована работа по анализу и конструированию образца базовой модели. Хуже удавалось создание эвристической или проблемной ситуации. Четко проходили игротренинги по развитию двигательных и моторных навыков детей, сложнее дело обстояло при формировании пластических умений.
Экспериментальное исследование показало определенные положительные результаты. После внедрения системы занятий по развитию художественно-творческих способностей дошкольников, повысилось качество продуктов детского творчества. Результаты исследования «Анализ продуктов детского творчества» представлены на слайде.
Творческие работы детей стали более яркими и динамичными, импульсивными и содержательными, часто в них присутствует настроение самого ребенка. Некоторые дети, обладая высоким уровнем развития, сами задают себе план создания продукта и также с увлечением выполняют его.
На слайде представлен сравнительный анализ результатов исследования на контрольном и констатирующем этапах эксперимента в % по отношению к максимальному количеству баллов.
Проведение эксперимента дало улучшение всех показателей художественно-творческого развития дошкольников. Так, на самом высоком уровне содержание образности продукта детского творчества, здесь рост показателя составил 6 пунктов. На неизменном уровне остался показатель цвета. Самым низким является показатель оригинальности, хотя в результате эксперимента на контрольном этапе этот показатель вырос на 27 пунктов, более чем в 2 раза. Также значительно изменился характер продуктов детского творчества и вырос на контрольном этапе эксперимента на 18 %. Единственный показатель, который незначительно снизился, это показатель пропорции, его снижение составило 7%.
Таким образом, результативность применения системы занятий направленных на развитие художественно-творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность, дают основания полагать, что эта система занятий является универсальной для любого вида деятельности, носящей продуктивный характер. Развитие творческого потенциала ребенка происходит более комфортно и динамично.