В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие). Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).Играя в дидактические игры по развитию финансовой грамотности, дети с удовольствием вовлекаются в экономическую жизнь, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Они не просто овладевают экономической информацией, а учатся использовать и реализовывать ее на житейском уровне. Таким образом, дидактические игры выступают как одна из эффективных форм обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности старших дошкольников
В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие). Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Основные задачи изучения основ финансовой грамотности:
Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги,
товар
, цена, и т.д.);
Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывани
я и разумному их использованию;
Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия ребенку-дошкольнику в максимально доступной и увлекательной форме. Как мы знаем, основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, именно она зарекомендовала себя как наиболее естественная, разнообразная и эффективная форма обучения.
Одним из видов игры является дидактическая. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются в игровой форме. При этом дидактические формы обеспечивают синтез всех образовательных отраслей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности ребенка-дошкольника. Дети играют, не подозревая, что совершенствуют и закрепляют свои знания, усваивают и овладевают новыми умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Поэтому, с целью формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, мы решили дополнить РППС нашей группы подборкой дидактических игр, которые мы разделили на группы в соответствии с задачами.
«Труд-продукт
труда (товар)
»
:
дидактический
пазл
-головоломка
«Профессии»
, лото «Кому что нужно для работы», «Что продается в магазине», «Что можно и нельзя купить в магазине», «Товарный поезд», «Список покупок», «Угадай где продается», «Путаница.
«Деньги и цена (стоимость):
«Монеты и банкноты», «Обмен», «Список покупок», «Дорого-дешево».
«Полезные экономические навыки и привычки в быту»:
«Доходы и расходы», «Хочу и надо», «Что можно и нельзя купить».
Дидактическая игра-
пазл
«Профессии» и лото «Кому что нужно
для работы
»
.
Цели игр: формирование и закрепление у детей первоначальных представлений о роли труда и значимости профессии в жизни общества; воспитание уважения к людям различных профессий и результатам их работы.
Вариант 1. «Отгадай профессию»
В игре используются только маленькие карточки с изображением представителей разных профессий, ведущий загадывает загадки о профессиях, а игроки отвечают по очереди.
Вариант 2. «Кому что нужно».
Дети выбирают большие карточки, ведущий показывает игрокам маленькие карточки и просит назвать то, что на них изображено (например, лампочка), затем ведущий просит ответить на вопрос: «Представителю какой профессии принадлежит это орудие труда или атрибут?». Игрок, у которого находится карта с изображением данной профессии, должен назвать профессию и закрыть свободное поле на большой карте.
Вариант 3. «Ассоциации»
Дети поровну выбирают большие карточки, им предлагается набор из 6 маленьких карточек с изображением орудий труда (принадлежностей), необходимых данной профессии, но есть и лишние карты. Выигрывает тот, кто без ошибок закроет большую карточку и объяснит свой выбор.
Вариант 4. «Кем быть?»
Детям предлагаются большие карточки с закрытым изображением профессии и набор маленьких карточек с орудиями (принадлежностями) труда к данной профессии. Ребенку предлагается назвать названия орудий труда (принадлежностей) и определить какой профессии необходимы данные орудия труда, и проверить себя, открыв изображение профессии.
Вариант 5. «Если правильно-хлопни в ладоши»
Дети выбирают карточку с представителем профессии. Ведущий называет содержание деятельности этой профессии (например, врач: лечит, учит, уколы, мел, пожарный шланг…). Когда дети слышат то, что относится к данной профессии – они должны хлопнуть в ладоши. Кто ошибается – получает красную карточку. Выиграет тот, у кого меньше всего красных карточек.
«Что продается в магазине»
Цель: формирование у детей представлений о товаре.
Вариант 1. «Что можно и нельзя купить в магазине»
Ведущий раскладывает перед детьми на столе разрезанные карточки с различными изображениями и предлагает выбрать сначала изображения, предмет на которых можно купить, а затем рассматриваются оставшиеся карточки, и дети объясняют, почему это не покупается.
Вариант 2. «Товарный поезд»
Цель: развитие умения классифицировать товары по общим признакам, формирование представлений о разновидности товаров.
На столе расположено плоскостное изображение товарного поезда, состоящего из 7 вагонов, на каждом из которых изображены разные места изготовления товаров. Ведущий предлагает выбрать карточку с изображением определенного товара и прикрепить ее так, чтобы он совпал с местом его производства. Например, сыр, йогурт – это продукция молокозавода и т.д.
Вариант 3. «Угадай где продается»
Цель: развитие умения классифицировать товары по категориям и разновидностям торговых объектов.
Ведущий показывает детям карточки товара из различных категорий (игрушки, одежда, продукты и т.п.). Первый, кто прозвонит в звонок и назовет в каком магазине продается данный товар, получает карточку. Побеждает тот, у кого окажется большее количество карточек с изображениями.
Вариант 4. «Список покупок»
Цель: закрепление умения классифицировать товары в соответствии с категорией.
Ведущий раздает детям карточки со списком товаров из определенных категорий. Игроки должны «положить» в корзинку все товары из списка и назвать отдел магазина, в котором о продается.
Вариант 5. «Путаница»
Цель: закрепление умения классифицировать товары в соответствии с отделами магазина.
Предложить ребенку роль продавца и разложить перепутанный товар по категориям. Сначала использовать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: дети самостоятельно определяют, какие «отделы» будут в магазине, и отбирают нужные карточки.
«Монеты и банкноты».
Цель: формирование представлений о денежных средствах и их номинала.
Ведущий раздает игрокам банкноты и монеты различного номинала, у него остается игровое поле со схематичными изображениями денежных средств и их номинала. Каждый игрок должен найти и закрыть игровое поле тем денежным средством, которое у него есть.
«Обмен»
.
Цель: формирование представлений о понятиях «стоимость» и «деньги».
Вариант 1. Ведущий выбирает карточку с изображением товара/ муляж/игрушку и называет стоимость. Игроки должны отсчитать необходимое количество денег и обменять их на «товар» у ведущего.
Вариант 2. Раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
«Список покупок»
.
Цель: формирование умения соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Разложить перед детьми карточки «товар». Ведущий раздает игрокам деньги. Игроки должны купить товары согласно заданию ведущего и наличию имеющихся денег. Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т.п.
Дидактическая игра «Дорого - дешево»
Задачи:
1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
Вариант 1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
Вариант 2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
Вариант 3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
Д/и «Доходы и расходы», «Что можно и что нельзя купить за деньги», «Хочу и надо»
познакомят
детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями
.
В процессе работы по формированию азов финансовой грамотности дидактические игры проводятся во время свободной деятельности. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирается соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Играя в дидактические игры по развитию финансовой грамотности, дети с удовольствием вовлекаются в экономическую жизнь, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, не просто овладевают экономической информацией, а учатся использовать и реализовывать ее на житейском уровне. Таким образом, мы считаем дидактические игры эффективной формой обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.