В данной работе освещается вопрос - каким должен быть современный учитель, учитывая сложность и многогранность профессии, а также требования, проецируемые обществом.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Любая профессия, обладая особыми характеристиками, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, тем значительнее для общества ее цель и результат, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Объем этих требований не может ограничиваться только знаниями, и умениями, он неизбежно расширяется в сферу личностных характеристик.
Учитывая особенности педагогической деятельности, ее сложность и многогранность, а главное, социально значимую цель - подготовку к жизни подрастающего поколения, возникает вопрос: каким научно обоснованным требованиям должна соответствовать личность учителя? Другими словами, каким должен быть современный учитель?
Пожалуй, это один из самых сложных вопросов, ответ на который постоянно ищет педагогическая наука. Несмотря на огромный накопленный опыт, вопрос остается открытым и продолжает волновать психологов, самих учителей, а также учащихся, родителей и все общество.
В квалификационных характеристиках раскрываются обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя, но доминирующее положение в них занимает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебного процесса в школе. Это связано с тем, что деятельностный подход был и остается ведущим в теории педагогического образования. Но при этом следует учитывать, что в рамках деятельностного подхода фигура учителя оказывается полностью зависимой от предметно-технологической стороны педагогической работы, а учитель обезличивается.
Однако именно к личности учителя общество предъявляет особенно высокие требования (учитель должен быть не только умным и знающим, но и добрым, отзывчивым, культурным, любящим детей и т. д.). Поэтому только на личностном уровне учителя можно рассматривать как активного субъекта, реализующего свой образ жизни в педагогической профессии, готовность определять задачи, брать на себя ответственность за собственное и самостоятельное решение. Это уровень внутренней активности, на котором учитель способен действовать независимо от конкретных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, создавать эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения и деятельности.
Поэтому сегодня содержание профессиональной готовности учителя аккумулируется в профессиограмме. Это своего рода идеальная модель, включающая в себя характеристики профессиональной деятельности и личностные характеристики, она моделирует ожидаемый результат, который существует идеально, он должен быть получен после определенного периода обучения и воспитания студента, дает возможность предвидеть конкретные способы, средства, действия, критерии профессиональной подготовки и профессионального совершенствования учителя. Особую роль профессиограмма играет в разработке вопросов диагностики профессиональной пригодности и методик профессионального отбора молодежи в педагогических учебных заведениях, а также в организации профессионально-педагогической направленности школьников. Специалистов можно использовать для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Научная разработка профессиограммы учителя означает, во-первых, тщательное выявление основных свойств и характеристик педагогической профессии не через эмпирическую номенклатуру, а на основе анализа всех сторон деятельности учителя и, во-вторых, определение тех требований, которые проецируются обществом.
Построению профессионограммы должно предшествовать изучение психологии личности, а также уточнение личностных и профессиональных качеств учителя. Эта проблема может быть решена как на основе использования экспериментальных методов, так и путем монографического изучения творческих биографий мастеров педагогического труда.
Психологи, обосновывая профессию, обращаются к созданию списка педагогических способностей, которые представляют собой синтез качеств разума, чувств и воли личности.
Педагогические способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успешность овладения этой деятельностью. Разница между педагогическими способностями и педагогическими навыками состоит в том, что педагогические способности являются характеристиками личности, а педагогические навыки — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Как отмечалось ранее, сложность педагогической деятельности предполагает широкий спектр способностей, которыми должен обладать учитель. В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических способностей. Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют общие (необходимые для всех учителей, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические способности.
Таким образом, В.А. Крутецкий условно выделяет три группы общепедагогических способностей: дидактические, организационно-коммуникативные и личностные.
Дидактические способности.
1. Способность передавать информацию детям, делая ее доступной, представлять детям материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать активное самостоятельное мышление учащихся.
2. Экспрессивно-речевые способности — это способность выражать свои мысли и чувства в речевой форме, с выразительной мимикой и пантомимой.
3. Академические (познавательные) способности связаны с постоянной потребностью учителя углублять и расширять свои знания в области изучаемого предмета.
4. Распределенное внимание — это способность одновременно распределять внимание между двумя или более видами деятельности.
Организационные и коммуникативные способности.
1. Коммуникативные способности - способности к педагогическому общению, которые проявляются в умении устанавливать, формировать педагогически адекватную позицию по отношению к школьникам, что определяет стиль и тон взаимоотношений с учащимися (как с командой, так и с отдельными учениками).
2. Педагогический такт — это чувство меры в поведении и отношении преподавателя к ученикам, умение находить наиболее подходящие меры воздействия на учеников с учетом их психического состояния на данный момент, а также конкретной ситуации.
Организационные способности учителя проявляются в двух формах. Во-первых, в умении организовать коллектив учеников и, во-вторых, в умении организоваться как субъект педагогической деятельности.
4. Суггестивные способности (в переводе с латинского - «основанные на внушении») выражаются в прямом волевом воздействии учителя на учеников, в его способности выдвигать требования и добиваться их выполнения.
Личные способности.
1. Перцептивные способности (от лат. Perception - «восприятие») — это способность учителя воспринимать ученика не только через его внешние характеристики, но, главным образом, через его внутренний мир. Это своего рода «открытие». Связан оно с тонким пониманием личности ученика, его психических состояний в данную минуту.
2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это способность учителя с достаточной степенью вероятности предвидеть последствия своих действий по отношению к ученику.
3. Способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этом аспекте можно выделить два компонента:
а) самоконтроль — это умение всегда, в любой ситуации, в непредвиденной ситуации контролировать себя, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять даже на короткое время контроля над своим поведением;
б) саморегуляция психических состояний - способность учителя создавать оптимальное психическое состояние, которое характеризуется уверенностью, оптимизмом, доброжелательностью.
А. И. Щербаков относит к важнейшим педагогическим способностям: дидактические, конструктивные, перцептивные, выразительные, коммуникативные и организаторские.
В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрываются такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: умение понимать ученика, умение преподносить материал, умение развивать интерес ученика, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы.
Как видно из приведенных выше классификаций педагогических способностей, они в равной степени охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы только иначе группируют, классифицируют важные способности и личные качества учителя.
Учитель выполняет важнейшую социальную функцию - духовное становление человека, а значит, и общества. Учитель — это не только профессия, суть которой - передать знания. Это высокая миссия, цель которой - создание личности. Вот почему большинство характеристик учителя и требований к нему задаются обществом, представлением в обществе о том, каким должен быть хороший учитель, а каким не быть.
По результатам исследования, в котором необходимо было описать желательные и нежелательные характеристики учителя, из нежелательных были: личная дезорганизация, неумение организовать детей для выполнения общего дела и довести его до конца, безынициативность, безразличное отношение к педагогической деятельности, нелюбовь к школьникам, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, податливость, внушаемость.
Исходя из этого, В.А. Сластенин определил следующие основные свойства и характеристики личности учителя.
1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность. Такой педагог не останется равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Основное направление его работы - профессиональный долг. Умеет критически оценивать свою работу и деятельность других, не пойдет на сделку со своей совестью.
2. Любовь к детям, потребность и умение отдавать им свое сердце. Педагог, любящий и понимающий детей, способный к педагогической работе с ними, родителями, коллегами, видит в формировании растущей личности главный смысл жизни. Такой педагог не искореняет недостатки, а на основании диагноза индивидуального ученика определяет стратегию и тактику его развития.
3. Подлинный интеллект, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он умеет находить правильное применение своим силам и способностям в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелких обид, амбиций и пристрастий, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такой учитель становится живым примером для детей.
4. Высокий профессионализм, новаторский стиль научно-педагогического мышления, готовность создавать новые ценности и принимать творческие решения. Шаблон и трафарет категорически противопоказаны. Учитель - творец, он находится в постоянном поиске нестандартных подходов к постоянно развивающейся личности. Он не только умеет четко и безошибочно действовать по образцу, но и владеет индивидуальным стилем педагогических и гуманитарных наук.
Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, идейном росте. Его нельзя превратить в верстовой столб, который указывает путь другим, и сам стоит на месте.
Меняющиеся реалии жизни требуют от учителя постоянного напряжения всех его сил, больших нейропсихологических затрат, в известной мере самоотверженности.
В профессии учителя ведущую роль играет направленность его личности.
Социально-нравственная направленность личности учителя находит свое выражение в системе его ценностных ориентаций, среди которых ведущее место занимают гуманистические; ориентация на личность ребенка и ее развитие, на общение с ним, на воспитание гражданской активности учащихся и др.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Это каркас, вокруг которого собираются основные профессионально значимые свойства личности учителя.
Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогическому призванию. В основе педагогической направленности лежит интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и ее отдельным видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, которое также может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогической работе.
Основа педагогического призвания - любовь к детям. Это фундаментальное качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит помочь детям и взрослым, всем, кто в этом нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, строго следует своеобразному кодексу педагогической морали.
Отношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на признании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют суть педагогического такта, который представляет собой как чувство меры, так и осознанную дозировку действий, а также способность контролировать это и, если необходимо, уравновесить одни средства другими. Тактика поведения учителя в любом случае заключается в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать подходящий стиль и тон, время и место педагогического действия и своевременно их скорректировать.
Педагогический цикл во многом зависит от личных качеств учителя, его мировоззрения, культуры, воли, гражданской позиции и профессиональных навыков. Это основа, на которой складываются доверительные отношения между учителями и учениками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контролирующей деятельности учителя, где чрезвычайно важны особое внимание и справедливость.
Педагогическая справедливость — это своеобразная мера объективности учителя, уровня его нравственного воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость - основа доверия ребенка к воспитателю. Не бывает абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, необходимо знать духовный мир каждого ребенка».
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность учителя, являются обязательным условием и концентрированным выражением его авторитета. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области», то учитель может иметь единый и неделимый авторитет человека.
В основе познавательной направленности личности учителя лежат духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей человека является потребность в познании и признании их внутренней ценности. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального развития и совершенствования учителя.
Современный учитель должен хорошо разбираться в различных областях науки, основы которых он преподает, знать ее возможности для решения социальных, экономических, производственных и культурных проблем. Но этого мало - он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогического паука.
Таким образом, педагогические способности и личные качества учителя играют решающую роль в успешности профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального развития.