Современный урок – это совершенно новый, но не теряющий связи с прошлым, существенный для настоящего времени, он обязательно закладывает основу для будущего. Это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Многие дети быстрее раскрываются во внеурочной деятельности; из собственного опыта понимаем, как она важна для современного человека.
Анализ воспитательной работы в 2-3 классе за 2021/2022 уч.год.
Воспитательная работа в этом учебном году была направлена на продолжение работы над формированием сплочённого коллектива, формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Для достижения цели решались воспитательные задачи:
- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития и становления личности младших школьников;
- создавать условия для формирования детского коллектива;
- воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение помогать друг другу, развивать навыки культурного поведения;
- воспитывать сознательную дисциплину, ответственное отношение к учению, трудовой деятельности;
- воспитывать патриотизм, любовь к своему краю, уважение к старшим, доброту, бережливость, прилежание, любознательность, стремление быть сильным, ловким, вести здоровый образ жизни.
- изучать индивидуальные особенности каждого ребёнка, привлекая родителей для сотрудничества в обучении и воспитанию детей.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
Спортивно – оздоровительное
Духовно – нравственное
Общекультурное
Социальное
Количество учащихся в 2- 3 классе на конец года – 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки.
С целью изучения внутриклассного климата проводилось анкетирование среди детей и родителей (удовлетворённость школьной жизнью) которое показало, что дети комфортно чувствуют себя в классном коллективе, сочувствуют и стараются помочь в неудачах своим товарищам.
В прошедшем году шел поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе. Дело это нелегкое, т.к. необходимо было учитывать, как возрастные психологические особенности младших школьников, так и специфику данного класса. На классном часе в начале года был выбран актив класса, распределены поручения. Дети сами следят за дежурством в классе, принимают активное участие в обсуждении вопросов, связанных с участием коллектива в классных и общешкольных делах.
Большое внимание в течение учебного года уделялось методам обсуждения, анализу поступков и поведения учащихся. По мере сил и возможностей ребята проявляли свою активность.
Распределение обязанностей среди учащихся способствовало развитию самостоятельной активности учащихся, ответственности и трудолюбия, формированию организационных и личностных компетенций.
Девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и к учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между одноклассниками. Ученики, не смотря на свой возраст, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение. Драки в классе – это большая редкость, т.к. ребята стараются решать возникающие проблемы путем диалога. На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Были проведены такие мероприятия:
Классный час «Правила поведения в школе».
Классный час «Учение и тру
д все перетрут»
Классный час - презентация «Правила этикета».
Беседа «Права и обязанности учащихся школы».
Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны».
Викторина для мальчиков к 23 февраля.
Конкурс «А ну-ка, девочки!».
Классный час «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».
В течение всего учебного года дети принимали участие в различных школьных и внеклассных мероприятиях, участвовали в дистанционных всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах( «Лисёнок», «Кириллица», «Учи- ру») , интернет-викторинах (« Мир практики», «Экология России»)
Воспитательная работа в классе велась на основе системно-ролевого подхода. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. Учащиеся активно принимали участие в общешкольных мероприятиях. Это:
Уроки Мужества, посвящённые началу Блокады Ленинграда и Дню Победы
Экологическая акция «Чистый
поселок
» по
уборке шк. территории
Конкурс чтецов
Конкурс рисунков «Мамы разные нужны, мамы разные важны»
Конкурс рисунков
к
Дню Космонавтики «В космосе все равны!»
Неделя безопасности (ПДД)
Выставка рисунков «
Природа- мой дом
»
Фотовыставка «Мои друзья животные»
С большим желанием принимали участие в школьных праздниках , акциях, конкурсах.
В коллективе существуют своя традиция:
- «Поздравление с Днём Рождения»
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения ;
Все проведённые мероприятия оказали положительное влияние на членов коллектива. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствовали формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, здорового образа жизни, развитию мотивов учебной деятельности.
Ещё одна немаловажная задача - это воспитание здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий.
Планируя спортивно-оздоровительную работу, я прогнозировала следующий результат: сформировать у воспитанников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; укрепление здоровья детей и возможность сохранения его, снижение риска заболеваний.
Образовательный процесс: использование здоровьесберегающих образовательных технологий; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; рациональное распределение учебного материала и расписание уроков.
Информационно-консультативная работа: уроки здоровья, проводимые на темы: «Будь здоров!», «Режим дня», «Как сохранить зрение?» помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, соблюдении правил личной гигиены.
На родительских собраниях рассказала о необходимости горячего питания в школьной столовой. Хотелось бы отметить ,что 100% учащихся класса охвачены горячим питанием, большая часть класса соблюдает режим дня, вследствие чего повысилась работоспособность на уроках.
Следует продолжить работу по обеспечению возможности сохранения здоровья школьников, формированию необходимых умений и навыков; учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Следующая задача работы с детьми - развитие творческих способностей учащихся через различные виды деятельности. Предполагалось активизировать всех детей, вовлекая их в различные мероприятия класса и школы.
Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Ребята готовились к классным часам, посвящённым Дню освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков, Дню Победы. Рассказывали сверстникам о личном вкладе прадедушек и прабабушек в общее дело Победы. Поздравили с праздником 9 Мая э с портретами воевавших родственников прошли в Бессмертном полку, готовились к выступлению в ДК. Дети ответственно готовились к проведению мероприятий: разучивали стихи и песни, выступали перед зрителями (родителями).
Были проведены следующие беседы и мероприятия:
классный час «Терроризм-угроза обществ
Классный час-презентация «Конституция России».
Классный час о правах и обязанностях ребенка «Лучше знать, чем догадываться».
Классный час о толерантности «Мы такие разные, но мы вместе».
Урок - памяти «15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов». Презентация.
Классный час – презентация «Есть такая профессия – Родину защищать».
Классный час с презентацией «Никто не забыт, ничто не забыто».
Воспитание общественно активной личности, понимающей связь человека с природой, умеющей беречь природные богатства очень актуально в наше время. В связи с этим были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Акции «Кормушка».
Классный час-презентация «В мире животных».
Экологическая беседа «Экология-это наука о том, как сберечь общий дом».
День Земли. Викторина «Родная природа».
Духовно-нравственное направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы в рамках духовно- нравственного направления формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих учеников уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушными к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим и себе радость.
Важной задачей также было установление контакта с родителями . Ведь добиться реальных успехов в деле воспитания детей мы можем тогда, когда родители будут нашими активными помощниками.
В начале года вместе с родителями мы обсудили перспективы на учебный год, запланировали проведение совместных мероприятий.
С моей стороны были организованы индивидуальные беседы , психолого - педагогическое просвещение с целью повышения уровня воспитанности учащихся, розданы памятки для родителей по вопросам воспитания. Родительские собрания (классные и общешкольные) проходили по плану.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.
Подводя итоги года, можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Ребятам в школе интересно, у них развиты мотивы учебной деятельности. Несмотря на возникающие иногда проблемы, они дружны, терпимы друг к другу, стараются не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ребята помогают друг другу, доброжелательны, неравнодушны к чужой беде, отзывчивы, сопереживают чувствам других людей. Они адаптированы, умеют договариваться с одноклассниками и учителями, надеюсь, полученный опыт общения и развития поможет ребятам быть успешными в дальнейшей жизни.
Общие выводы
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
В целом воспитательная работа во 2-3 классе была многоплановой и разносторонней. В течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Все запланированные на 2021 - 2022 уч. г. мероприятия были проведены. Они укрепляли в сознании детей желание прилежно учиться, любить школу; развивали любознательность, самостоятельность; формировали умение оценивать хорошие и плохие поступки свои и товарищей; воспитывали культуру поведения, внимательное отношение к людям. При проведении мероприятий особое внимание уделялось воспитанию моральных качеств, связанных с понятием «что такое хорошо и что такое плохо», воспитанию уважения к людям труда всех профессий, бережному отношению к результатам труда людей.
Целесообразно сформулировать следующие цель и задачи воспитательной работы на новый 2022-2023 учебный год:
Цель:Формирование личности, способной к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию; нравственной, патриотической, здоровой духом и телом.
Задачи:
Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развивать это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.
Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости.
Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
Продолжать работу с родителями обучающихся для укрепления связи: семья – школа.