"Тот,кто способен ,обращаясь к старому,способен открывать новое и шагать в ногу со временем,достоин быть учителем". ( Конфуций)
Школа сегодня стремительно меняется,пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития.Современному обществу нужны современные,образованные,креативные люди,любящие свою Родину. Они должны уметь:анализировать свои действия,быстро принимать решения,уметь работать сообща в команде единомышленников,поглощать свои эмоции,быть мобильными...
МБОУ СОШ №82
Из опыта работы по ФГОС НОО
учителя начальных классов
Бакшук Екатерины Юрьевны
2017 год
Из опыта работы по ФГОС НОО учителя начальных классов, Бакшук Е.Ю.
«Тот, кто, обращаясь к старому,
способен открывать новое,
и шагать в ногу со временем,
достоин быть учителем».
Конфуций
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
работать в команде, уметь поглощать свои эмоции.
В связи с этим мы меняем характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход.
Работая по новым стандартам, я отработала ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий, которые хорошо «прижились» в моём классе и дают положительный результат.
1слайд
• Формирование регулятивных учебных действий.
Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока начала с 1 класса. На начальной стадии я сама сообщала тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно.
Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно. Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов.
Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Пройдя тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают работу по заданным критериям. На уроках литературного чтения после чтения наизусть прошу оценить себя (Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал паузы или торопился?). На основании этого ребёнок оценивает себя.
Я соглашаюсь с учеником или нет, аргументируя свою позицию.
Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат младших школьников самостоятельно делать выводы.
2слайд
• Формирование познавательных учебных действий.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Прежде чем дать новую информацию, задаём учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда ставим вопрос до изучения темы, чтобы послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний.
Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Для поиска информации, учащиеся могут использовать Интернет дома, использование онлайн-тестов помогает в оценке знаний учащихся.
Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех уроках окружающего мира, на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины», на уроках чтения.
3 слайд
• Формирование коммуникативных учебных действий.
Особое место в современном уроке уделяю групповой и парной формам работы. Организовать их часто помогает учебник, где есть рекомендации для
Учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», « Поработайте в группе»
Работу в группах организовываю и при изучении нового материала. Каждая группа самостоятельно по плану изучает часть темы, которую затем объясняет всему классу.
правила для учителя
При подготовке проектов, так же можно работать в парах или группах. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения нелегко даётся многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке.
• Формирование личностных ууд
Виды деятельности всегда должны чередоваться: поработали коллективно, теперь в паре, а теперь можно и самостоятельно. Для самостоятельной работы предлагаю 3 уровня сложности. Детям сообщается про степень сложности заданий, а они самостоятельно определяют, что будут выполнять. Некоторые ребята стараются выполнить все 3 уровня.
(Рефлексия)
Это поощряется. Оценивание может быть как коллективным, так и самостоятельным.
Например, по эталону
классификация приёмов оценивания
Рефлексия проводится по вопросам: я справился….., я не справился потому что.., мне было трудно, потому что… Данные виды деятельности позволяют активизировать познавательную активность, обеспечивают развитие самоконтроля учащихся.
внеурочная деятельность
В качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника выступает внеурочная деятельность, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
. Как учитывать достижения каждого обучающегося? У каждого ученика имеется портфолио.
То есть некий комплексный портрет, который состоит, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывает все достижения, документальные подтверждения участия ребёнка в тех или иных внеурочных, творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. В портфолио отражено: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него могли возникнуть.
Наряду с положительными моментами, исходя из опыта, можно выделить ряд наиболее острых проблем, с которыми мы столкнулись в процессе внедрения стандартов второго поколения: материально-техническое обеспечение (не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС); в части учебно-методического обеспечения – начальная школа не обеспечена дидактическими материалами.
Как использую на практике проблемно – поисковый метод, как организую исследовательскую деятельность учащихся на своих уроках, хочу показать на фрагментах уроков русского языка и математики
Урок математики в 1 классе.
Тема: Приемы вычислений для случаев вида 35-7
Цель: 1) Познакомить детей с приемом вычислений для случаев вида 35-7,
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные
умения, развивать внимание, логическое мышление.
Воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение друг
к
другу.
II. Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
Решение примеров на пройденную и новую тему (групповая работа).
1гр. – 38 + 5 2гр. – 46 + 9 3гр. – 27 + 7
45 – 8 54 – 8 32 – 4
(Ребята работают на данных листах бумаги. Пишут маркером решения, раскладывают на удобные слагаемые. Готовые работы закрепляются на магнитной доске. Решения проверяются и сравниваются).
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему все группы справились с решением первого примера, а во втором сделали ошибки или совсем не решили?
Ответы учащихся:
Примеры на сложение такого вида мы уже умеем решать.
А примеры на вычитание мы еще не проходили, поэтому не смогли решить.
Значит, мы сегодня будем учиться решать примеры нового вида:
- Кто предложит способы решения данных примеров?
Урок математики во 2 классе.
Тема: Периметр многоугольника.
Цели: 1) Познакомить с новым понятием «периметр» многоугольника;
2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные
умения, развить у учащихся математическую речь;
3) воспитать интерес к предмету, доброжелательность, уважение к мнению
других, умение слушать.
III. Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1. Постановка проблемы.
- Озвучьте тему нашего урока. ( Периметр многоугольника) (Слайд 1)
- Является ли эта тема новой?
- Как вы думаете, какое понятие нам известно в этом высказывании? (Многоугольник.)
- Какое понятие неизвестно? (Периметр)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы на уроке должны выяснить, данное математическое понятие)
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цели: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести
исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1) Создание проблемной ситуации.
- разделите данные слова: деньки, вьюга, коньки, ружьё, листья, воробьи
- на две группы (групповая работа).
а) Разделительный мягкий знак.
в) Мягкий знак-показатель мягкости.
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему задание одно, а выполнено по - разному?
3) Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с заданиями.
Деревья, белье, ручьи, ночью, веселье.
а) прочитай слова и запиши их в тетрадь;
б) букву, которая написана перед мягким знаком - подчеркни синей линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
в) букву, которая написана после мягкого знака - подчеркни красной линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,
делает свой вывод.
Урок математики во 3-м классе.
Тема: “Деление с 0 и 1”.
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
I. Организационный момент:
добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
проверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний:
8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = ...
Рассуждение по плану:
1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __
III. Постановка учебной задачи:
тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
IV. Открытие нового знания:
работать будем в группах;
какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр.
2гр.
3гр.
0 : 2 = …
0 : 4 = …
0 : 6 = …
0 : 3 = …
0 : 5 = …
0 : 9 = …
0 :23 =…
0 : 17 =…
0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =…
Вывод: 0 : а =…
Вывод: 0 : а =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
2 : 2 =…
4 : 4 =…
8 : 8 = …
6 : 6 = …
5 : 5 =…
8 : 8 = …
3 : 3 =…
7: 7 =…
9 : 9 = …
Вывод: а : а =…
Вывод: а : а =…
Вывод: а : а =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
3 : 1 =...
4 : 1 =…
2 : 1 =…
5 : 1 =…
6 : 1 =…
9 : 1 =…
7 : 1=…
8 : 1 =…
5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
2 : 0 =…
5 : 0 =…
7 : 0 =…
4 : 0 =…
6 : 0 =…
9 : 0 =…
Вывод: а : 0
Вывод: а : 0
Вывод: а : 0
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):
кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
V. Первичное закрепление:
как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
стр. …
№3 – выполнить письменно;
как будете работать самостоятельно?
VII. Повторение.
стр. …
№4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):
какое открытие вы сегодня сделали?
как вы это узнали?
где можно применить новое знание?
что для вас было трудным?
Д.з.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту
Список используемой литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
Асмолов
А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
Курлыгина
О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
Петерсон Л. Г. “Что значит “уметь учиться”?”, Москва, 2006.
Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.
Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
Селькина
Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”, Ж: “Начальная школа”, №11, 2010,стр.40.
Тимофеева Т. Ю. “Как учебник помогает организовать учебную деятельность”, Ж: “Начальная школа”, №3, 2010, стр. 25.