В настоящее время для современного педагога стоит задача переосмысление своего педагогического опыта. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. урок должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга.
Нестандартные системы и технологии обучения на уроках в начальной школе.
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Для того, чтобы уроки удовлетворяли данные требования, недостаточно использовать только традиционные формы их проведения.
В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают нестандартные урок различных видов.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решить эти задачи помогают нестандартные уроки.
Использовать такие формы работы можно на разных этапах обучения. Ученики всегда с интересом и удовольствием работают на таких уроках. Но особенно частое применение нестандартные уроки находят на начальном этапе обучения.
Тема нестандартных уроков не является новой в педагогике.
Над вопросами нетрадиционного обучения работали Л. С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, И. П. Подласый и др.
Развивающие технологии Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Н. Б. Истоминой сейчас признаны и используются многими педагогами.
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.
1.Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.
2.Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.
3.Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся.
4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.
5.Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.
6.Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
7.Совершенствование типологии и структуры урока.
Общие требования к современному уроку кратко можно сформулировать так:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Проблема: Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние « насыщения »: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об « эффекте любопытства ». Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания.».
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Форма повышения познавательного интереса Нестандартный урок. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
В ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Нетрадиционный урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео. Организация и выполнение творческих заданий. Инициативная группа из учащихся для подготовки урока. Обязательное планирование урока заранее. Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организаций учебной работы. Неслучайно нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествия, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаще 1-2 раз в четверть, обычно при завершении какого либо раздела по окружающему миру, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков. К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Нетрадиционные формы урока в начальных классах
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:
1. По основной дидактической цели;
2. По основному способу их проведения;
3. По основным этапам учебного процесса.
При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
1. Урок ознакомления с новым материалом;
2. Урок закрепления изученного;
3. Урок применения знаний и умений;
4. Урок проверки и коррекции знаний и умений;
5. Комбинированный урок
Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:
1. В форме беседы;
2.В форме лекции;
3.В форме экскурсии;
4.В форме киноурока;
5.Самостоятельной работы учащихся;
6. Лабораторных и практических работ;
7. Сочетания различных форм занятий.
Если за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки:
1. Вводные;
2. Первичного ознакомления с материалом;
3. Образования понятии, установления законов на практике;
4. Повторения и обобщения;
5. Контрольные;
6. Смешанные или комбинированные.
По характеру деятельности учителя и учащихся( контрольные уроки):
1. Уроки устного опроса;
2. Письменного опроса;
3. Зачеты;
4. Лабораторные и практические работы;
5. Самостоятельные и контрольные работы;
6. Сочетание разных видов.
Типы уроков по форме проведения уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр:конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и др.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок – блок, урок – «Дублер начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, репортаж, диалоги, «живая газета», устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий:заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок – сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семенар и т.п.
Другой подход к квалификации по форме их проведения позволяют выделить такие блоки однотипных уроков:
1. Уроки творчества: урок изобретательности, урок – выставка, урок – сочинение, урок – творческий отчет и т.п.
2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т.п.
3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: интегрированные уроки, одновременно по нескольким предметам, одновременно для учащихся разных возрастов.
4. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т.п.
5. Театрализированные уроки: урок – спектакль, урок – концерт, урок – воспоминание, урок – суд, урок – аукцион и т.п.
6. Игровые уроки: урок- деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
7. Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок- консультация и др.
8.Уроки эксперимента и практики
Таким образом, в начальных классах учитель может разнообразить формы уроков, используя, кроме традиционных, нетрадиционные формы уроков:
1. Урок-фантазия
2. Урок - прогулка
3. Урок- соревнование
4. Урок – КВН
5. Урок- викторина
6. Урок- игра
7. Аукцион знаний
8. Урок - телепередача
9. Межпредметная интеграция
10. Урок – конкурс
11. Урок творчества
12. Урок – изобретательства
13. Урок - сказка
14. Урок – концерт
15. Смотр знаний
Все перечисленные виды нетрадиционных форм уроков и являются уроками эксперимента и практики.
Что это дает ученикам?
С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации. Ставим проблему, соответственно изучаемой темы. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый ученик шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Следовательно: презентация открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания.
С какой целью я использую презентации?
Во-первых, презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о неповторимости родной природы, и её частичке – человеке. Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.
Методика уроков с применением презентаций может быть различной: при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания. Кроме того, на слайды можно вынести «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются: сжатие информации с использованием ассоциации символов и выделением главного, наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т.п.
Ценность презентации возрастает, если в ней учтена возможность вариативного применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.). Презентация может охватывать как весь урок, так и любую его часть, или использоваться на нескольких уроках. Но обычно презентации предназначены для решения локальных педагогических задач. Презентация по теме урока, представляющая собой краткий конспект, даёт возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Итак, современному учителю необходимо не только умение пользоваться готовыми электронными материалами, но и умение создавать информационные ресурсы в образовательных целях собственными силами и с участием воспитанников. С помощью компьютера учитель создает и накапливает дидактическое сопровождение учебного процесса: конспекты уроков, раздаточный материал для учащихся, тесты, маршрутные листы, описания алгоритмов действий, памятки, наглядные пособия, визуальные ряды, презентации и пр.
Чаще всего учителя обращаются к созданию презентации, т.е. последовательности слайдов с мультимедийным содержимым, которые демонстрируются на большом экране при помощи проектора. Мультимедийная поддержка образовательного процесса повышает эффективность обучения за счет:
- активизации восприятия учащихся при использовании разных каналов подачи информации (звуковых и зрительных), при динамичном и выразительном объяснении материала, при выделении главных мыслей;
- постоянного зрительного контакта учителя с классом, отсутствия временных затрат на запись текста на доске;
- увеличения объема информации, которая может быть получена из Интернета или с компакт-дисков и преподнесена всем учащимся.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
- при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;
- на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.
- на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции:
- учебно-познавательные;
- коммуникативные;
- информационные.
«Быть с веком наравне - это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы». (Ш. А. Амонашвили).
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
Как показывает практика, приобретенный в школьном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в дальнейшем, во взрослой жизни.
Экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный периоды. Проводятся различные наблюдения: за явлениями неживой природы, растительным и животным миром, эксперименты с ветром, снегом и другие.
У детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. С целью нахождения ответа на вопросы организую познавательную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, диалога, использую эвристический метод. Не навязываю детям правильные ответы, а по окончании диалога предлагаю обратиться к опыту, целевым наблюдениям, к эксперименту, книге или познавательному рассказу, чтобы ребенок мог уточнить свое мнение, сделать вывод и обобщение.
Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения эксперимента. Дети испытывают трудности при анализе результатов и формулировании выводов. Безусловно, оказываю помощь ребёнку.
Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому привлекаю родителей к активной помощи. Они вовлекаются в выполнение творческих заданий с элементами экспериментирования.
Результатами работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи.
Заключение
В заключении проделанной работы я делаю вывод о том, что нетрадиционные формы уроков не только могут, но и должны быть использованы в начальной школе, однако, не заменяя или не вытесняя урочные занятия , проводимые в традиционной форме.
На основании проделанной работы можно убедиться в том, что экспериментально - исследовательская деятельность является особой формой познавательного развития, в которой наиболее ярко выражены процессы целесообразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития младших школьников.
В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми руководствуюсь мудрым советом Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
При осуществлении проектно-исследовательской деятельности создаются условия для развития:
- самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
- умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, спланировать и провести исследование, проанализировать результаты;
- учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии);
- критического и творческого мышления.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. (И.Я. Яковлев)