Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Создан Дошкольники раннего возраста в изобразительной деятельности . Работа №290491

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рисование — интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает, или позволяет выявить и проявить на уровне рисунка какую-либо психологическую проблему, которая прячется глубоко внутри. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность, с раннего возраста формирует эстетический вкус, учит видеть мир образно, в его живых красках, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Работа:

Создание условий для развития творческих способностей у дошкольников раннего возраста в изобразительной деятельности

Рисование — интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает, или позволяет выявить и проявить на уровне рисунка какую-либо психологическую проблему, которая прячется глубоко внутри. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность, с раннего возраста формирует эстетический вкус, учит видеть мир образно, в его живых красках, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно - образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту,

необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное - создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира. Свобода творчества дошкольника определяется не только образностью и желанием передать их на рисунке, но и тем, как он владеет средствами представления. Ассимиляция различных версий изображений и методов

детьми в процессе обучения будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов деятельности детей. Развитие творческих способностей дошкольника - задача взрослого. А это означает, что руководство деятельностью требует от педагога переориентироваться в выборе методов организации занятий для различных видов деятельности детей: переходить от репродуктивных методов к творческим, исследовательским. Одним из методов, направленных на создание условий для развития творческих способностей ребенка, является организация работы с детьми с использованием методов нетрадиционного рисования. Использование нетрадиционных методов способствует обогащению знаний и понимания детей об объектах и их использовании; материалы, их свойства, способы

борьбы с ними. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения,

творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения

индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения

в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую

технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники

позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства

и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или

окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много

таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты

художественного изображения и колоссальный толчок детскому

воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям

быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает

еще больший импульс развитию воображения, творчества, независимости,

инициативы, индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить

свои впечатления об окружающем мире, передавать изображения

воображения, воплощая их с помощью различных материалов в реальных

формах.

И главное, что нетрадиционный рисунок играет важную роль в общем

умственном развитии ребенка. В конце концов, самоценность - это не

конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование

уверенности в себе, в их способностях, самоидентификация в творчестве,

целеустремленность деятельности [20, с. 39].

Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использовать новые подходы к решению этой проблемы в педагогической деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

1Чтобы познакомить детей с нетрадиционными методами рисования, объединяя различные материалы и методы визуализации, самостоятельно определять намерение, способы и формы его реализации, технически использовать нетрадиционные и традиционные методы рисования, понимать значимость их работы, испытывать радость и удовольствие от творчества.

2 Развитие творчества детей и творческого воображения, путем создания

творческих ситуации в художественной и визуальной деятельности, возможность сосредоточиться на листе бумаги.

3 Воспитание детей через эстетическое отношение к миру благодаря способности понимать и создавать художественные образы.

4 Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребенка. Для того чтобы зрительная активность была наиболее эффективной, необходимо придерживаться принципа целостности, заключающегося в том, что детям предлагаются темы изучения, которые могут сочетать различные области науки и искусства.

Также необходимо создать психологические условия, чтобы сформировать чувство детской самореализации, расслабленности и свободы посредством поддержки взрослых для их творческих усилий.

Необходимо использовать игровые приемы, сказочные образы, и, конечно же, мы не должны забывать о наличии материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту.

Все это помогает интересовать ребенка, адаптировать его к творческой

деятельности. Успех преподавания нетрадиционных методов во многом

зависит от того, какие методы и методы использует учитель для передачи

определенного содержания детям, формирования их знаний, навыков,

навыков.

Обратимся к современной классификации методов обучения, авторами

которой являются И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества могут применяться следующие

методы обучения [47, с. 66]:

1) информационно-наглядный метод, который включает в себя методы

изучения и демонстрации образца учителя;

2) репродуктивный метод, направленный на укрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, ведущих навыки автоматизма. Он

включает в себя прием повторения, работу над черновиками, выполнение

манипуляций вручную;

3) эвристический метод, который направлен на проявление независимости в любой момент работы, т.е. воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнять часть работы;

4) метод исследования, который развивает у детей не только независимость, но и фантазию и творчество.

Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; неожиданный момент - приезжает любимый герой сказки или мультфильма и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, потому что дети никогда не откажутся помогать слабым, для них важно почувствовать важность; живая, эмоциональная речь педагога.

Ребенок должен изучить различные способы рисования, дать представление о различных методах изображения. Каждый из этих методов - небольшая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более расслабленными, смелыми, более прямыми, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста мы придерживаемся различных вариантов нетрадиционных методов рисования, начиная с простых и постепенно переходящих в более сложные.

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста может быть использовано рисование пальцами, ладонями. Раскрытие творческих способностей охватывает сознание ребенка по короткому пути - «сердце - кончики пальцев». Наука доказала, что картина пальцами имеет терапевтический эффект. Как уверяют психологи, этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети больше хотят заявить о себе,

показать свое «я» другим, преодолеть препятствия и решить различные проблемы.

В процессе работы активируется развитие психических процессов, улучшаются двигательные навыки (выявляются небольшие движения пальцев, дифференциация кистей), визуально-моторная координация, творческий потенциал детей.

Существует несколько способов рисования в технике рисования

пальцами: рисунок краем ладони, ладони, пальцами. После ознакомления

с простыми нетрадиционными техниками (1-2 года) дети в 3года могут

быть познакомлены с более сложным нетрадиционными методам.

Чтобы сделать процесс рисования более творческим, достаточно взять

любой подходящий объект, например, ватный тампон, опустить его в краску и

сверху вниз, сделать точечный лист на листке альбома в соответствии с

запланированным рисунком.

С удивлением дети воспринимают такие методы, как появление

рисунка с помощью тампона, комка бумаги и т.д. Это смешанная техника

рисования с различными материалами.

Основная цель - познакомиться со свойствами и особенностями

материалов.

Осенью, гуляя по парку с детьми, можно собирать листья разных форм,

цветов. Используя технику печати листьев, можете создавать различные

композиции из букетов, деревьев и т.д.

Дети могут изучить еще более сложные методы, такие как

кляксография, когда в отпечатке обычного пятна можно увидеть множество

предметов и изображений.

Это всего лишь несколько вариантов использования нетрадиционных

форм в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Основные методики нетрадиционных техник рисования

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или

окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и

правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем краска смывается.

- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет

ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой

или колючей поверхности.

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и

мисочка и печатка.

- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой.

Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького

(ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек

опускается в клей и приклеивается на основу.

- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не

давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

 

Использование нетрадиционных материалов и технологий способствует

развитию тонких моторных навыков у ребенка и тактильного восприятия,

пространственной ориентации на листе бумаги, внимания и настойчивости,

визуальных навыков и наблюдений,эстетического восприятия, эмоциональной реакции, помогают мыслить смело и свободно. Именно нетрадиционные методы рисования, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы,

независимости,создают эмоционально благоприятное отношение к деятельности детей.

 

Литература.

 

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года), Методическое пособие для воспитателей и родителей.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /

Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2014 – С. 92

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015 – 276 с.

Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //

Ребенок в детском саду. - № 4 - 2014 - 21-29.

Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н.

Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - с. 7-13.

Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. / Н.И. Иванова //

Дошкольное воспитание. - 2015 - №10.

 

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми

дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты

занятий. - М.: Сфера, 2014 - 330с.

Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:

нетрадиционные техники рисования / Р. Г. Казакова. - М.:

Сфера, 2017 - 125 с.

Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского

изобразительного творчества / Т.Г. Казакова.-М.:ВЛАДОС,2016. – 255 с.

Ковалицкая

Л.М.

Методика

изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М.

Ковалицкая. - М.: Аркти, 2015 - 24с.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М:

«Карапуз – Дидактика», 2014 – 108с.

Минаева Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников

средствами нетрадиционной техники рисования / Н. А. Минаева //

Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч.

конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014 — С. 105-107.

Миронова JI.H. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для

учителей.- 2-е изд. / Л.Н.Миронова. Мн.: Беларусь, 2015 — 151 с.

Мухина В.С. «Детская психология» - М. «Апрель-пресс».

2015 -235 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития:

учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский

центр «Академия», 2016 – 608 с.

38

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.:

КАРО, 2014 – 96с.

Погодина С.В. Теория и методика развития детского

изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015 —

352 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения

до школы./Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -

Москва: Мозаика-синтез, 2014 - 98с.

Развитие творческих способностей дошкольника / И.В. Груздова

[и др.]. – Ростов н /Д : Феникс, 2014 - 222с.

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной

изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование,

Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в

детском саду. - М.: Просвещение, 2017 - 202 с.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей

дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 160 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×