В данной статье говорится о системе эколого-оздоровительной работы, организованной в доу, которая предполагает воспитание человека, проявляющего заботу о своём здоровье и окружающей среде. Проявление заботы о своём здоровье рассматривается нами как формирование осознанного отношения к своему здоровью и воспитание двигательной культуры дошкольников. Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Создание условий для воспитания культуры движения и культуры здоровья
Система эколого-оздоровительной работы, которую мы реализуем в нашем детском саду, предполагает воспитание человека, который проявляет заботу о своем здоровье и окружающей среде. Проявление заботы о своем здоровье рассматривается нами как формирование осознанного отношения к своему здоровью и воспитание двигательной культуры дошкольников. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.
Большое значение в системе эколого-оздоровительной работы, в плане воспитания двигательной культуры дошкольников, уделяем различным гимнастикам (пальцевой, дыхательной, корригирующей), закаливанию, использованию природных факторов, профилактике плоскостопия, и, конечно же, систематическому обучению, совершенствованию двигательных навыков дошкольников, развитию общей выносливости посредством тренирующего режима систематических физических нагрузок.
Физкультурно-оздоровительную работу с детьми всех возрастов строим, прежде всего, на системе физкультурных занятий.
Однако мы не сводим деятельность по воспитанию двигательной культуры только к формированию двигательных умений и навыков и развитию физических качеств. Поставленные эколого-оздоровительные задачи нацеливают нас на использование специфических проблемно-двигательных задач, воспитание у детей творческих способностей в процессе преобразования обыденного двигательного опыта. Проведение сюжетных физкультурных занятий: «Путешествие на планету Туами», «Мы туристы», « Горы встают у нас на пути», «Снежные лабиринты», «По лесным тропинкам», «По морю-океану», «На волшебном острове», «Подводный мир», «Прогулка в лес» и др. способствовало решению эколого-оздоровительных задач.
Под окружающей средой, которая используется в эколого-оздоровительной работе, мы понимаем не только естественную природную среду, но также и специально созданную спортивно-развивающую предметную среду физкультурного зала, спортивной площадки, физкультурных уголков в групповых комнатах. Мы с уверенностью можем сказать, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для развертывания разнообразной двигательной деятельности детей, благодаря рациональному подбору и размещению пособий, спортивного и игрового оборудования. Для решения задач физкультурно-оздоровительной работы изготовлено и приобретено дополнительное, к рекомендованному типовой программой, оборудование: дорожки для профилактики плоскостопия с разнообразным покрытием; пособия для обще-развивающих упражнений; оборудование для проведения эстафет, игр, аттракционов.
Особо хочется отметить использование в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста тренажеров и тренажерных устройств, которыми оснащен наш физкультурный зал (эспандеров, напольных дисков, массажеров, велотренажера, тренажерного комплекса «Здоровье»). Их применение позволяет нам повысить интерес детей к физическим упражнения, активизировать познавательную деятельность и, конечно же, увеличить двигательную активность. Занятия с использованием тренажеров организуем по принципу круговой тренировки, кроме этого используем тренажеры в ходе сюжетных занятий, например, напольные диски служат скользкими камнями, по которым надо перебраться через реку.
В процессе использования всевозможных физкультурных и спортивно-игровых пособий мы решили и ряд других задач:
- в результате деятельности в различных условиях (т.е. в воображаемой обстановке – в лесу, в горах) у дошкольников одновременно происходило и формирование движений, и развитие пространственной ориентировки;
- применение предметов спортивно-игрового оборудования позволило конкретизировать возникающие перед детьми задачи, сделать их более наглядными, эмоционально окрашенными и, поэтому, более доступными и понятными;
- использование широкого круга спортивно-игрового оборудования позволило создавать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений, благодаря чему дети учились проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность;
- взаимодействия со сверстниками в определенной предметно-игровой среде способствовало формированию навыков распределения внимания, согласования действий и степени прилагаемых усилий для достижения определенных результатов.
Таким образом, благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями, различным играм, самостоятельной деятельности детей с использованием целого комплекса пособий у детей вырабатывается привычка к постоянным занятиям физической культурой, с раннего детства закладываются основы здорового образа жизни.