Воспитание нравственности через сюжетно – ролевые игры.
Создание условий в группе детского сада для развития сюжетно – ролевой игры (Воспитание нравственности через сюжетно – ролевые игры)
В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия
для нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности
дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует
способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых.
Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с
нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Игра - это специфический язык самовыражения. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей - это слова, а игра-это речь.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в детский сад, ребята изображают воспитателя, играют с куклами или с другими детьми, совершая все свои действия на ковре. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети в нашем детском саду сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «градусника» - измерить температуру тела. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Важным является также согласованность ролей в игре. Это предполагает наличие у детей понимания друг друга, умение взаимодействовать друг с другом. Однако эти вопросы не являются результатом спонтанного развития ребенка, а требуют особого руководства со стороны взрослых. Формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения - быть, как взрослый.
Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые и являются источником общения. Общение взрослых с ребенком должно быть педагогически ценным, только тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.
Самые любимые игры наших воспитанников - это игры совместные. Ребята тянутся к обществу сверстников. Чем старше становится ребенок, все более коллективный характер приобретает игра.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления детей не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки
нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами
поведения. Когда ребенок копирует жизнь взрослых, он проникается их
заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.
Также важными условиями нравственного воспитания личности
ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно - ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным
содержанием.
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя: (слайд 6)
• в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
• развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
• развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
• развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны
Вторая младшая группа:
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя: (слайд 8,9)
• способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений;
• в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
• в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
• поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются
Средняя группа:
Задачи воспитателя: (слайд)
• в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
• учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
• развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов
• развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
Старшая и подготовительная группы:
Задачи воспитателя (слайд)
• развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
• учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
• учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
• развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев. (слайд)
Руководство сюжетно-ролевой игрой педагог осуществляет в двух основных
направлениях косвенном - без непосредственного вмешательства в игру
(внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) и прямом -
непосредственное включение педагога в игру, это ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, советы, которые дает педагог по ходу игры, предложение новой темы игры, направленные на подсказку детям возможной реализации игрового замысла.
Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт
взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении
задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает
влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр нужно всегда
помнить, что успех развития нравственных ценностей в систематичности, в
использовании любой педагогической ситуации, во взаимодействии педагога
с семьей воспитанника. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер. (слайд)