Конечно, в процессе обучения в ДМШ и на музыкальном отделении ДШИ применяются одни и те же учебные планы и программы, предписаны одинаковые требования, формы и сроки проведения контрольных проверок. Но в школе искусств на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы преподаватели школы искусств на собственном опыте знают, что выявляются некоторые особенности преподавания этих дисциплин в связи с тем, что учащиеся школы искусств в большинстве своем занимаются не только на музыкальном, но и на других отделениях (художественном, хореографическом и т.д. ), а часто имеют уже оконченные отделения. Конечно, основной недостаток этого – нехватка времени у детей на домашнюю подготовку, но всё это дает преподавателю дополнительные возможности для более рациональной организации занятий, для расширения кругозора и эрудиции учащихся и, соответственно, для повышения интереса к преподаваемым дисциплинам и лучшему усвоению материала.
«Специфика преподавания теоретических дисциплин в ДШИ».
Тезисы.
1. Эмоциональное восприятие музыкального сочинения через рисунок (краски). Предоставить преподавателям детские рисунки, сделанные ребятами на уроках слушания музыки и музыкальной литературы при прослушивании музыкальных фрагментов или пьес.
2. Живопись, танец и музыка? Стараться по возможности не прослушивать оперы и балеты в аудиозаписи, а просматривать видеоматериалы концертов и спектаклей.
3. Использование детских музыкальных ударных и шумовых инструментов на уроках сольфеджио в младших классах.
4. Творческие задания на уроках сольфеджио во всех классах. Тесты.
5. Движения на уроках сольфеджио в младших классах.
6. Создание наглядных пособий для уроков. Рассмотреть возможные варианты для уроков сольфеджио и музыкальной литературы, слушания музыки.
7. При объяснении материала опираться на уже полученные знания детей по истории искусств, знакомые выразительные средства и т. д.
Вводная часть.
Конечно, в процессе обучения в ДМШ и на музыкальном отделении ДШИ применяются одни и те же учебные планы и программы, предписаны одинаковые требования, формы и сроки проведения контрольных проверок. Но в школе искусств на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы преподаватели школы искусств на собственном опыте знают, что выявляются некоторые особенности преподавания этих дисциплин в связи с тем, что учащиеся школы искусств в большинстве своем занимаются не только на музыкальном, но и на других отделениях (художественном, хореографическом и т.д. ), а часто имеют уже оконченные отделения. Конечно, основной недостаток этого – нехватка времени у детей на домашнюю подготовку, но всё это дает преподавателю дополнительные возможности для более рациональной организации занятий, для расширения кругозора и эрудиции учащихся и, соответственно, для повышения интереса к преподаваемым дисциплинам и лучшему усвоению материала.
В этой беседе мы попытались описать наиболее актуальные формы работы с учащимися на занятия теоретических дисциплин в школе искусств. Все эти формы, без сомнения, находят применение и ,собственно, должны быть и на уроках музыкальной школы, хотелось только в этом сообщении обратить на них особое внимание, исходя из специфики преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств.
Основная часть (развитие тезисов).
1. При объяснении материала опираемся на уже имеющиеся у детей знания из истории других видов искусств, на знакомые детям выразительные средства. Приведем несколько примеров:
- Тема «Музыкальные выразительные средства». Проводим параллели с выразительными средствами художников: композиция рисунка – композиция музыкального произведения, краски – тембры инструментов, техника живописи – фактура музыкального произведения и т. д.
- Тема «Танцы народов мира».
- Тема «Из истории оперы». Описание древнегреческого театра, архитектуры…
2. Использование детских музыкальных ударных и шумовых инструментов. Формы работы: ритмический ансамбль, аккомпанемент. Уже много лет в школе функционирует ансамбль детских музыкальных инструментов «Земляничка» (3 поколение).(сказать о репертуаре: знакомство с классическими сочинениями, например «Марш Черномора» Глинки, Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик», Бизе, увертюра из оперы «Кармен» и т.д.). Материал для такой работы можно найти, например, в пособиях Розы Давыдовны Ромм «Изучение тональностей в детской музыкальной школе», Инны Москальковой и Маргариты Рейниш «Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ» и др.
Там даны примеры в разных жанрах и для различных вариантов ансамблей.(демонстрировать примеры из пособий).
3. Создание наглядных пособий для уроков. Примеры использования:
- Ритмические карточки для уроков сольфеджио в младших классах.
- Наглядность в оформлении стендов.
- Демонстрация имеющейся наглядной литературы, например, «Музыкальные инструменты»(энциклопедия в картинках). Дети и сами с удовольствием рисуют музыкальные инструменты. Обращение к творчеству художников, связанных с музыкальным искусством: Васнецов, Репин, Коровин, Бакст и др. очень помогает в эффективной подаче материала и его усвоении. ( Продемонстрировать альбом И. Репина.).
4. Движение на уроках сольфеджио в младших классах. Обязательно! Музыка различных жанров (песня, танец, марш). Различные танцы. Интересно, что в этом учебном году группа 1 класса вся посещает занятия хореографии, дети с удовольствием выполняют эти задания.
5. Успешно используем на уроках «Музыкальной литературы» тесты на основе тестов Галины Федоровны Калининой. Их особая ценность: возможность развивать кругозор учащихся и в то же время эффективно повторить и закрепить изученный материал. Приведем примеры: (см. по закладкам).
Надо сказать и о рабочих тетрадях по «Сольфеджио» Г.Ф. Калининой, в которых интересные творческие задания. (см. по закладкам).
6. Что касается демонстрации учащимся музыкального материала. Мы приходим к выводу, что наиболее эффективно для усвоения таких жанров, как опера, балет не прослушивание аудиозаписи, а просмотр видеоматериалов концертов, спектаклей. Так соединяются музыка, танец и художественный образ в единое целое. К сожалению, такие материалы не так то просто было найти в прежние годы, но сейчас ситуация улучшается, мы надеемся на пополнение своей «коллекции». И уже сейчас кое – что собрано, например, оперы «Князь Игорь», «Аида», концерты из Большого зала консерватории и др.
Кроме этого, есть учебные фильмы о композиторах, которые дети смотрят с большим интересом (о Мусоргском, Чайковском, Рахманинове и других), и уже замечено, что материал после просмотра фильмов усваивается лучше.
7. Пожалуй, самая интересная форма работы – передача через рисунок (краски) эмоционального восприятия музыкального сочинения. Эта форма работы стала одной из самых любимых учащимися. Вот образцы работ, сделанные ребятами на уроках и после занятий «слушания музыки» и «музыкальной литературы». (показ работ с комментариями).
Заключение.
Вот, пожалуй, самые основные формы, в которых наиболее ярко проявилась специфика преподавания теоретических дисциплин в школе искусств. Скорее всего, у преподавателей с большим опытом есть и свои приёмы, мы будем рады продолжить эту беседу, перенять их опыт, и надеемся, что и сами сможем со временем предложить что – то новое.
Спасибо за внимание.