Занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир» предназначены для учащихся 1 - 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Курс направлен на формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Аннотация к программе
Занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир» предназначены для учащихся 1 - 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Курс направлен на формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями и скорректирована по материалам программы «Физическая культура»Т.В Петровой, «Вента-Граф», Москва 2012 год.
Программа рассчитана на 60 занятий (45 мин.) для обучающихся 3 классов:
по 2 занятия в неделю.
Занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир»
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Тематический план
спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир»
№ п/п
Разделы
Количество часов
1
Игры с элементами спортивных игр
60
Всего часов
60
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Спортивный мир»
Игры с элементами легкой атлетики
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
Игры с элементами гимнастики:
способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
Игры с элементами спортивных игр:
способствуют усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия. Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему. Дети знакомятся с правилами спортивных игр, приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
.
Планируемые результаты
Внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления
«Спортивный мир»
К концу обучения:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр;
формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
отбирать и выполнять комплексы упражнений в соответствии с изученными правилами.
Соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня;
Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения
демонстрировать уровень физической подготовленности
Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
Знать различные виды игр;
Выполнять правила игры.
Материально – техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 «А» класс
№
Кол-во часов
Тема
Основное
содержание
по теме
Характеристика
деятельности
учащихся
Дата
урока
Игры с элементами спортивных игр
1
1
Игра «Четыре мяча»
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с волейбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно подавать и ловить мяч.
2
1
Игра «Картошка»
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с волейбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно подавать и ловить мяч.
3
1
Игра «Собачка»
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с волейбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно подавать и ловить мяч.
4
2
Пионербол
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с волейбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно подавать и ловить мяч.
5
1
Игра «Мяч капитану»
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с баскетбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать и ловить мяч. Бросать мяч в кольцо.
6
2
Игра «Попади в цель»
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с волейбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно подавать и ловить мяч.
7
2
Мини-баскетбол
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с баскетбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать и ловить мяч. Бросать мяч в кольцо.
8
2
Эстафеты с мячом
ОрУ. с мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с баскетбольным мячом.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать и ловить мяч. Бросать мяч в кольцо.
9
2
Флорбол
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами хоккея.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам.
10
2
Эстафеты с шайбой
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами хоккея.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам
11
1
Игра «Квадрат»
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами футбола.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам
12
3
Игра «Вышибала»
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами футбола.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам.
13
3
Мини-футбол
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами футбола.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам
14
2
Мини-гандбол
ОрУ. с малым мячом. Развитие ловкости и силы. Подвижные игры с элементами гандбола.
Знать и выполнять правила игры. Правильно передавать мяч. Бить по воротам
15
2
Игра «Камыши и щуки»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять беговые упражнения.
16
2
Игра «Лиса и охотники»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять беговые упражнения.
17
3
Игра
«Волки во рву»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять беговые упражнения.
18
3
Игра «Али-баба»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять беговые упражнения.
19
3
Игра «Третий лишний»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять беговые упражнения.
20
3
Игра «Пятнашки»
ОрУ. Беговые упражнения. Развитие быстроты и силы. Подвижные игры.
21
4
Бадминтон
Ору. Развитие ловкости и силы. Бадминтон.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять упражнения с ракеткой
22
4
Фризбитаргет
Ору. Развитие ловкости и силы. Игры с летающей тарелкой.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять упражнения с летающей тарелкой
23
4
Алтимат
Ору. Развитие ловкости и силы. Игры с летающей тарелкой.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять упражнения с летающей тарелкой
24
4
Лапта
Ору. Развитие ловкости и силы. Лапта.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять упражнения с битой
25
4
Городки
Ору. Развитие ловкости и силы. Городки.
Знать и выполнять правила игры. Правильно выполнять упражнения с битой
Итого: 60 ч
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004