О
Обучение работе с текстом - один из самых важных и в то же время трудных видов деятельности на уроках. Особенно сложно организовать работу с лирическими текстами. Важно научить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир.
Одним из важнейших условий полноценного восприятия поэтического произведения является соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощённым в тексте. Поэтому необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания.
писаны приемы работы над лирическим произведением. Из практики приведены примеры
Приемы работы над лирическим произведением на уроках литературного чтения
Учителя начальных классов
МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова»
Сергеева Т.А., Макарова А.Д.
Обучение работе с текстом - один из самых важных и в то же время трудных видов деятельности на уроках. Особенно сложно организовать работу с лирическими текстами. Важно научить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир.
Одним из важнейших условий полноценного восприятия поэтического произведения является соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощённым в тексте. Поэтому необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания.
Для решения этой задачи можно использовать следующие методические приёмы:
1. Обратиться к жизненному опыту детей, для того, чтобы активизировать их личные
переживания.
2. При помощи творческих заданий эмоционально настроить учащихся.
Рассказывать о собственном отношении к этому произведению.
3. Рассказывать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях.
4. Сообщить интересные факты из истории создания стихотворения.
Приём "Слышу, вижу, ощущаю"
Данный приём помогает учащимся посмотреть на текст глазами автора, увидеть, услышать и почувствовать, что хотел донести писатель до читателя. При чтении и анализе лирического стихотворения обращаем внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное). Также этот приём формирует способность записывать информацию в сжатом виде и, несомненно, воспитывает доброе отношение к природе.
Работа осуществляется в парах или группах. Дети получают задание подготовить информацию по одному из направлений схемы и представить его классу.
При чтении и анализе лирического стихотворения обращаю внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное). Прошу учеников представить на своем "мысленном экране" то, что изобразил автор. Организовать подобную работу мне помогают таблицы.
Вот примеры таких таблиц, которые получаются в результате анализа лирических произведений.
Стихотворение К.Бальмонт "Осень".
Я вижу
Я слышу
Я ощущаю
Поспевает брусника
Стаи птиц улетают
Деревья блистают
Солнце реже
Птичий крик
Осень заплачет
Грустнее
Стихотворение А. Пушкин "Зимняя дорога".
Я вижу
Я слышу
Я ощущаю
Волнистые туманы
Луна
Печальные поляны
Тройка бежит
Глушь и снег
Версты полосаты
Колокольчик гремит
Песни ямщика
Печаль
Родное
Стихотворение А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»
Я вижу
Я слышу
Я ощущаю
Тучи
Волшебница зима
Клоками повисла
Коврами среди полей
Недвижною рекою
Дохнул, завыл
Рады
Прием "Чтение через ощущения"
Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно-выразительных средств. Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить средства художественной выразительности, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы и цвета.
С. Есенин «Береза»
Образ
Характеристика
Худ.средства
Вывод
Береза
Белая
Принакрылась снегом,
Точно серебром
В сонной тишине
эпитет
сравнение
эпитет
заснеженная, вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни
создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, во многом похожей на женщину
Вокруг ни звука, ни движения, полный покой
Ветки
Пушистые
Снежною каймою
Белой бахромою
эпитет
Береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой
Заря
Обходя кругом
Обсыпает
олицетворение
Поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении
Таблица заполняется на доске под руководством учителя. Задавая вопросы, мы постепенно заполняем все столбики таблицы.
Таким образом, составляя таблицу, мы учим детей вчитываться в каждое слово, понимать, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ, пытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить же, конечно, картины природы.
Такие приемы можно использовать при чтении и изучении любых лирических произведений. Они помогут ученикам лучше понять и прочувствовать текст, научат основам анализа лирического стихотворения.