Одним oн из oн ведущих oн предметов oн гуманитарного oн цикла oн в oн системе oн школьного oн образования oн является oн русский oн язык oн и oн литература. oн Цель oн учителей-словесников: oн ввести oн учащихся oн в oн мир oн русского oн слова, oн показать oн детям oн чудесные oн глубины oн русского oн языка, oн сделать oн так, oн чтобы oн они oн полюбили oн его oн на oн всю oн жизнь. oн В oн задачах oн учителя oн не oн преподносить oн знания oн школьникам, oн а oн создать oн условия oн самостоятельного oн добывания oн знаний. oн Нужно oн следовать oн мудрой oн пословице: oн «Давать oн не oн рыбу, oн а oн удочку». oн Нынешние oн учащиеся oн обладают oн прагматичностью oн мыслей, oн раскрепощенностью oн и oн независимостью, oн а oн эти oн перемены oн способствуют oн формированию oн практических oн умений.
«Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»
подготовила
учитель родного языка и литературы
г. Лениногорск 2022
Одним oн из oн ведущих oн предметов oн гуманитарного oн цикла oн в oн системе oн школьного oн образования oн является oн русский oн язык oн и oн литература. oн Цель oн учителей-словесников: oн ввести oн учащихся oн в oн мир oн русского oн слова, oн показать oн детям oн чудесные oн глубины oн русского oн языка, oн сделать oн так, oн чтобы oн они oн полюбили oн его oн на oн всю oн жизнь. oн В oн задачах oн учителя oн не oн преподносить oн знания oн школьникам, oн а oн создать oн условия oн самостоятельного oн добывания oн знаний. oн Нужно oн следовать oн мудрой oн пословице: oн «Давать oн не oн рыбу, oн а oн удочку». oн Нынешние oн учащиеся oн обладают oн прагматичностью oн мыслей, oн раскрепощенностью oн и oн независимостью, oн а oн эти oн перемены oн способствуют oн формированию oн практических oн умений. oн Теперь oн в oн основу oн уроков oн должны oн быть oн положены oн социально-конструируемые oн педагогические oн ситуации, oн деятельность oн учащихся oн в oн которых oн и oн будет oн воспитывать oн требуемые oн качества oн личности. oн Например, oн умение oн брать oн ответственность oн на oн себя, oн принимать oн решение, oн действовать oн и oн работать oн в oн коллективе oн ведомым oн и oн ведущим, oн выдвигать oн гипотезы, oн критиковать, oн оказывать oн помощь oн другим, oн умение oн обучаться oн и oн многое oн другое. oн Трудностей oн немало, oн но oн уже oн видны oн конкретные oн пути oн их oн преодоления. oн Главной oн трудностью oн для oн учащихся oн oн являются oн поиск oн и oн отбор oн необходимой oн информации. oн
Реализовать oн возможности oн внутреннего oн мира oн учащегося oн помогает oн эссе. oн Учащимся oн предлагается oн самим oн доходить oн до oн сути oн вещей, oн излагать oн мысли, oн строить oн высказывание oн в oн определенном oн стиле, oн отбирать oн языковые oн средства, oн совершенствовать oн высказывание. oн От oн них oн требуется oн настоящая oн интеллектуальная oн работа, oн где oн каждый oн может oн проявить oн свои oн способности. oн Разгадывания oн «тайн» oн текста oн заставляют oн работать oн мышление oн и oн выходить oн на oн идею. oн В oн результате oн ученики oн начинают oн видеть oн и oн осознавать oн средства oн языка: oн единицы oн языка, oн единицы oн художественной oн речи, oн термины oн и oн т. oн п. oн Во oн время oн анализа oн текста oн развивается oн языковое oн чутьё oн и oн мышление. oн Если oн ученики oн начнут oн понимать, oн как oн автор oн создаёт oн своё oн произведение, oн будут oн учиться oн у oн писателей oн мастерству oн владения oн родным oн языком, oн и oн самое oн главное, oн наши oн ученики oн станут oн следить oн за oн своей oн собственной oн речью. oн Находить oн необходимую oн информацию, oн работать oн с oн ней, oн самовыражаться oн посредством oн слова oн – oн вот oн перечень oн качеств, oн формирующих oн коммуникативные oн качества oн учащихся. oн Отдельно oн хотелось oн бы oн остановиться oн на oн виртуальном oн пространстве. oн Появившись oн на oн стыке oн визуализации oн мира, oн ИКТ, oн ИНТЕРНЕТ oн играют oн огромную oн роль oн в oн процессе oн социализации oн личности. oн
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.
Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников, выходит на первое место. Когда-то, когда ещё не было понятия «читательская грамотность», ценность книги и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и преобразовывал её для себя лишь только через чтение. Это был единственный, или почти единственный, источник информации. Чтение ценили и уважали, стремились к его совершенствованию. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились. Появились иные возможности получения информации: голосовые помощники в Интернете, различные аудио-приставки, голосовые программы и т.д. Сегодня смотреть и слушать у молодого поколения является приоритетным, а чтение – забытый способ получения информации. Возможно, для кого-то школа вообще является единственным местом, где от ребёнка ещё требуется чтение.
Недостаток чтения обуславливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение. Предлагаю своим ученикам вопросы: «Что будет, если в город приедет настоящий ревизор?», «Можно ли Чичикова назвать мошенником и почему?», «Подумайте, какой бы была жизнь Печорина, если бы Бэла не умерла?»
При работе с текстом предлагаю учащимся определить назначение текста, тему текста, ответить на вопрос по содержанию текста, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей. Необходимо научить учащихся определять тип текста, выделять его особенности (жанр, стиль, структуру) о констатировать, для чего он может предназначаться. Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Одна из важных работ с текстом это составление плана. Учащиеся дополняют текст, корректируют, исправляют.
Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Приведу примеры других практик работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Универсальные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского язык
Приём
«Письмо с пробелами»
.
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
Приём «Верите ли вы…»
может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приемы активизации ранее полученных знаний
Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приемы графической переработки учебного материала
Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Приемы, используемые при групповой работе:
Приём «Корзина» идей, понятий….
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Прием «Мозаика».
«Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
«Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.
Пример. Просим учеников составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
· умение формулировать вопросы;
· умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?
Приём «Лингвистическая сказка».
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Комплексный анализ текста.
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 класса с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Активные стратегии, применяемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Внедрение oн ИКТ oн в oн содержание oн образовательного oн процесса oн подразумевает oн интеграцию oн различных oн предметных oн областей oн с oн информатикой. oн В oн рамках oн этого oн процесса oн интеграция oн становится oн краеугольным oн камнем oн всех oн преобразований oн в oн образовании. oн Поэтому oн настало oн время oн изменить oн привычную oн точку oн зрения.
Список используемой литературы
1. Читательская грамотность школьника (5—9 классы) : Ч-69 книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.
2. Цукерман, Галина Анатольевна. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга для учителя / О. М. Александрова [и др.] ; под ред. И. Н. Добротиной; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования 2019.
3. Шарова, А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / А. Д. Шарова // Мастер-класс : прил. к журн. "Методист". - 2015
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://resh.edu.ru/
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
3. https://bisert1.uralschool.ru/?section_id=109