В статье рассмотрены теоретические и практические подходы к формированию функциональной грамотности у обучающихся начальной школы.Выявлена значимость функциональной грамотности для развития личности в условиях изменения современного общества. Описана педагогическая работа в этом направлении.
Ключевые слова:функциональная грамотность,младший школьник,читательская грамотность,социальная грамотность.финансовая грамотность,естественно-научная грамотность,компетенции,деятельностный подход, компетенции
«Средства формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы».
Цель:
-ознакомление слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе у младших школьников;
-создание оптимальных условий, позволяющих участникам мастер-класса за короткое время изучить представленный опыт в собственной практике.
Задачи:
1. Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами и методами работы;
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы на практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
3. Организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности школьников».
Теоретическая часть
Приём «Предположение»
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске (несколько предположений озвучить).
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями: ИЗУЧАТЬ, ИСКАТЬ, ДУМАТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ, ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО.
Содержание функциональной грамотности:
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1. Логические приемы
Уровень
Примеры заданий
1.знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. понимание
Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. использование
Применить, проиллюстрировать, решить
4. анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа)
6. оценка
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление?
Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое:
-развить речь,
-аналитико-синтетические способности,
-развить память и внимание,
-развить фантазию и воображение,
-пространственное восприятие,
-развить моторную функцию,
-способность контролировать свои движения,
-а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.
Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Критическое мышление
Глобальные компетенции
Содержание функциональной грамотности делится на компоненты:
- интегративные (читательская грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, социальная грамотность);
- предметные (языковая грамотность, литературная грамотность, математическая грамотность. естественнонаучная грамотность)
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты
Предметные компоненты
(предметы учебного плана)
Читательская грамотность
Литературная грамотность
Коммуникативная грамотность
Языковая грамотность
Информационная грамотность
Математическая грамотность
Социальная грамотность
Естественно-научная грамотность
Рассмотрим составляющие функциональной грамотности:
- читательская грамотность – мотивация к самостоятельному чтению; овладение смысловым чтением текстов разного типа чтения; способность работать с информацией, представленной в тексте любого вида; способность к творческой деятельности на основе текста.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения в начальной школе уделяется самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- коммуникативная грамотность - предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- социальная грамотность – готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в т.ч. чрезвычайных; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию; наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
· финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
· креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
· глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Практическая часть
Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Все методы, используемые мной, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Выполняя предложенные мной несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. То есть, получим продукт нашей совместной деятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».
Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
У нас необычная научная лаборатория под названием «Функциональная грамотность». Представьте себя научными сотрудниками этой лаборатории. Сегодня мы будем использовать полученные знания, умения и навыки. Я ваш научный руководитель нашего проекта.
Работа в группах
(участники групп выполняют задания, после каждого подводят итог и открывают пазл-компонент функциональной граммотности).
ПАЗЛ №1. «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 1
Приём «Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях»
Задание: Реши задачу? Подобрав подходящую формулу для решения.
a x ba + b
(a + b) x 2a + b + a + b
Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина
Ширина
Формула, решение
Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина
Ширина
Формула, решение
(Первая группа выполняет первое задание и делает вывод)
Задания для группы 2.
Карточка 1
Приём «Закономерности»
Задание: Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.
(Вторая группа выполняет первое задание и делает вывод)
Задания для группы 3.
Карточка 1
Приём «Задачи с недостающими данными»
Задание: Решите задачу.
Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе мишка и машина?
(Третья группа выполняет первое задание и делает вывод)
-К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? (К математической грамотности).
-Отсканируйте QR-код и узнаете правильный ответ.
-Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Математическая грамотность»)
Вывод: математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
ПАЗЛ №2. «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 2
Приём «Толстые» и «Тонкие» вопросы»
Задание: Изучите материал. Составьте к тексту по 3 вопроса, используя приём «Тонкие и толстые вопросы» (см. таблицу)
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Кто?
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Задания для группы 2.
Карточка 2
Приём «Уголки»
Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Задание: охарактеризовать старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке…», заполнив таблицу:
Положительные черты героя
Отрицательные черты героя
Приём «Лови ошибку»
Приём для формирования грамотного письма.
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
Задание: Найдите ошибки.
Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
Задания для группы 3.
Карточка 2
Приём «Сочинение сказок «наизнанку»
Задание: придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Читательская грамотность»)
Вывод: базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего «Государственного стандарта».
ПАЗЛ №3. «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 3
Приём «Сравнение»
Задание: в приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.
Свойство
Предмет 1
Предмет 2
Предмет 3
Тонет ли в воде?
Да
Нет
Да
Хорошо ли горит?
Нет
Да
Нет
Притягивается ли магнитом?
Да
Нет
Нет
Определите, из чего сделаны предметы.
1._______________________________
2. _______________________________
3. _______________________________
Задания для группы 2.
Карточка 3
Приём «Хорошо-плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Задание: Найдите плюсы или минусы явления природы ДОЖДЬ.
ПЛЮС
МИНУС
Воздух станет чище и свежее
Навряд ли получится погулять на улице
Задания для группы 3.
Карточка 3
Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
Чем пахнет слово "Родина
"?
Каково на ощупь число 7?
Какой вкус у сиреневого цвета?
Какая форма у среды (как она выглядит)?
Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Задание: придумать 5 вопросов.
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Естественно-научная грамотность»)
Вывод: естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
ПАЗЛ №4. «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Задания для группы 1.
Карточка 4
Приём «Смекалка»
Задание: ответь на вопросы.
1.Какой самый любимый продукт детей, который говорят экономисты: «есть возможность продать картошку по цене одного килограмма»?
(Чипсы.)
2.Какую страну называют «банкиром» всего мира?
(Швейцария.)
3.Coca-Cola по отношению к Pepsi-Cola - это ... Кто? (Конкурент.)
Приём «Верные утверждения»
Задание: выбери верные утверждения к каждому рисунку.
В кошельке находятся только рубли;
В кошельке находятся купюры и монеты;
В кошельке находятся только монеты;
Все купюры по 1000 р.;
В кошельке лежит монета 5 р.;
В кошельке находится 2 618 р.
Задания для группы 2.
Карточка 4
Приём «Доскажи словечко»
1)На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
2) Коль работал круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Приём «Соответствия»
Задание: Определи, кто из изображенных на рисунке людей получает:
Задания для группы 3.
Карточка 4
Приём «Решение жизненных задач»
Задание: Заполните таблицу «Доходы и расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи, пользуясь подсказкой.
Подсказка:
Семья Петровых
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно - коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Доходы
Расходы
Итого
Итого
Вывод:_______________________________________________________________________
К какому из компонентов мы можем отнести данные приёмы работы? Выберите пазл с подходящим рисунком.
(пазл «Финансовая грамотность»)
Вывод: финансовая грамотность для младшего школьника – это умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах. Приобщение учащегося начальной школы к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной педагогике.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения?
(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)
Рефлексия
- У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
-Кому мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
-А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
-Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.
- Вот мы и получили готовый продукт нашей работы – функционально грамотную личность.
Заключительный этап.
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Прослушав мастер класс по функциональной грамотности учащихся, проработав задания на практике, я думаю, что вы, коллеги, изменили свой взгляд на работу по формированию функционально грамотной личности, и научились правильно подбирать задания, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни.
Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
Я часто сравниваю своих учеников с цветами. Им необходим уход, полив, тепло, свет, забота, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая свои цветочки, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, эти цветы вырастают в красивые, достойные восхищения, а мы получаем образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей, которыми в дальнейшем гордимся.
Рекомендуемая литература
1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б.
Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы
развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции.
- 2020. - С. 49-51.
2. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т.С. Алхатова, А.В.Семкин, Б.Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
3.Вендина А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. No 2. –Новосибирск: СибАК, 2016. –С. 30-35.
4. Джолайн Годфри. Как научить ребенка обращаться с деньгами. — М.: издательство «добрая книга», 2009. — 224 с.
5. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие. – Коломна: Коломенский государственный 5. грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
6. Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования
функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые
педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической
конференции. - 2020. - С. 14-16.
7. Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у
младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К.Стулова // Социальные
и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 124-127.
8. Черкай С. «Обучаем детей финансовой грамотности».
9.Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках
русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология:
перспективы развития : сборник материалов VIII Международной научно-практической
конференции. - 2019. - С. 21-23.