Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики, их активно публикуют в журналах, книгах, сборниках, на сайтах сети Интернет. Для подготовки руки к письму необходимо развивать мелкую моторику рук.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики, их активно публикуют в журналах, книгах, сборниках, на сайтах сети Интернет. Для подготовки руки к письму необходимо развивать мелкую моторику рук. Для работы в этом направлении учитель-логопед ставит следующие цели и задачи:
Цель: развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей правильной постановке руки, следить за правильной осанкой, за правильным расположением тетради.
-Прививать детям начальные графические навыки: обведение по контуру, по прерывистым линиям.
-Учить детей закрашивать рисунки, не заходя за контур, в одном направлении; штриховать в разных направлениях; дорисовывать вторую половинку картинки.
-Прививать умение ориентироваться на листе бумаги; в тетради (в клетку).
-Учить выполнять мелкие движения с предметами (бумага, шнурок, крупа, счётные палочки, конструктор, карандаш).
Развивающие:
-Формирование у детей устойчивой мотивации к овладению навыками
письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
-Развитие интеллектуальной готовности к обучению (дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительное и слуховое
восприятие; произвольность внимания памяти).
-Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
-Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
-Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
-Развитие наблюдательности, произвольности и переключаемости внимания.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей от постановки цели до получения результата.
-Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
-Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво - легко и приятно».
-Воспитывать культуру речи и основы общения в коллективе сверстников.
-Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Все игры и упражнения, задания для детей, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, речи, зрительного восприятия, памяти делятся на несколько видов:
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением. Например, «Что такое большой палец?», «Большой палец встречает большой палец». (Приложение А)
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами, ниткопись. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться. [12]
Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.
Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук. Упражнения с мячом развивают не только крупные мышцы, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов, пальцев, кистей. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть. (Приложение Б)
Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света). (Приложение В)
Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.).
Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного
беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации («радуга»); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомконого листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации). Нравится детям и выполнение аппликации из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и т.п.); набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов можно использовать цветные пластиковые ёмкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1 х 1 см.
Кроме того, интересно детям нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).
Конструирование из бумаги (оригами) – вид продуктивной деятельности, который оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук. Рождение различных игрушек дети воспринимают как увлекательную игру, они не задумываются, что, перегнув лист пополам, делают первый шаг в великий мир японского искусства – оригами. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Этим увлекательным делом можно заниматься с детьми где угодно: дома, на даче, в поезде и т.д. Фигурки из бумаги – традиционное японское искусство, которое называется оригами («ор» - сгибаю, «гамии» - бумага или бог), искусство это очень древнее. Оно поможет увлечь не только малышей, школьников, но и взрослых. Это интересное, приятное и полезное занятие: оно развивает у детей усидчивость, наблюдательность, память, умение работать по схемам, и, что важно мелкую моторику пальцев рук. Ведь складывать и сгибать бумагу надо очень аккуратно. С возрастом лист-основа может уменьшаться, что будет способствовать более продуктивному развитию мелкой моторики.
Составление фигурок из счетных палочек. Координации движений пальцев рук способствуют занятия со счетными палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Для старшего дошкольного возраста выкладываемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений. С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по обучению грамоте. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
Использование карандаша штампа в развитии мелкой моторики. Работа со штампами оказывает огромную помощь в формировании умения правильно удерживать орудие письма, последовательно менять тонус мускулатуры руки (напряжение, расслабление, силовое напряжение), в ориентировки на плоскости листа. Карандаш-штамп можно сделать из карандаша с твердой резинкой на конце. Карандаш не затачивается, так как предназначен исключительно для штамповки. Резинка на конце карандаша
срезается острой бритвой под углом 45.В таком виде карандаш-штамп очень напоминает ручку, и для того чтобы им пользоваться, ребенок вынужден правильно держать карандаш. Этим мы начинаем напрямую готовить руку малыша к последующему владению орудием письма - ручкой. Работа со штампами не должна быть механической. В этом случае интерес к ней и продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, рекомендуется сопровождать упражнения со штампами небольшими сказочными сюжетами, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты не только побуждают ребенка к действию, но и формируют чувство сострадания, желание прийти на помощь более слабому. Вначале, когда ребенок только учится правильному захвату штампа и распределению мышечного тонуса, ему предлагаются картинки с широким полем деятельности. Такие как: «Снег в лесу». Следующими по степени сложности идут картинки, на которых поле деятельности ограничено определенными рамками («Мухоморы»).
Но в этих рамках ребенок действует свободно. Главное - не заходить за контур. Наиболее сложными являются сюжеты, требующие от ребенка соблюдения определенной координации движений («Снегири»). Перед началом работы следует показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп. Предложить ему подействовать штампом без краски. Спросить, что надо сделать, чтобы получить отпечаток на бумаге, и какой по форме останется след от ластика- штампа. Чтобы усилить эффект от работы с карандашом-штампом, предложите ребенку поиграть с ним: покрутить карандаш двумя пальчиками (указательным и большим), покрутить тремя пальчиками (щепотью). Правильное выполнение этих несложных упражнений (штамп не выпадает из рук, свободно вращается пальчиками) является положительным показателем силовой готовности руки к захвату орудия письма.
Оцениваются отпечатки - ровность и четкость получившихся кружков. Ребенку старшего дошкольного возраста обязательно следует указать на ровные, аккуратные отпечатки и попросить его указать на неудачные кружки. При этом обязательно обсудить, почему так получилось и что надо сделать, чтобы в следующий раз количество неудачных отпечатков сократилось.
Использование бумажных салфеток для развития мелкой моторики. Развитию и тренировке пальцев способствует аппликация из бумажных салфеток. Детям предлагаются картинки. Ребенок выкладывает на картинку бумажные шарики. Для работы понадобятся бумажные салфетки разных цветов, соответствующие возможностям их руки. И конечно, ребенку понадобится клей. Для приклеивания бумажных шариков из салфеток лучше пользоваться клеящим карандашом. Работа с салфеткой проходит в следующей последовательности:
1.Ребенок отрывает ведущей рукой от салфетки полоски. Салфетку он держит в одной руке, а другой (ведущей) от верхнего края отрывает полоску. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.
2.Готовые полоски ребенок скатывает в бумажные шарики тремя пальцами (большим, указательным, средним), делая круговые движения. Таким образом, развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма.
3.Ребенок приклеивает на картинки заготовленные шарики, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика пальцев, развиваются координация и точность движений.
Игры с конструктором. Игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.
Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков, ребенок уже испытывает чувство успеха.
В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия не надо сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Игры с крупой. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисовать самим. Главное заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предложите ребенку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Рисовать можно что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.
Можно изучать форму, буквы и цифры. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок так же как из спичек, пуговиц и ватных палочек.
Графические упражнения. Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений помогает детям справиться с процессом овладения письмом. В качестве графических упражнений на занятиях используются такие как: «Дорожки», «обведи по точкам», «Клубочки», «Дорисуй картинку», «Продолжи узор» и т.д. При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Штриховка. Особое место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Графические диктанты. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя их, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради.
На протяжении свей деятельности необходимо применять массаж и самомассаж пальцев рук и ладоней природными материалами, ученической ручкой, колючим массажным мячиком. Игровой самомассаж проводится как предварительный этап перед активной гимнастикой. Необходимо стремиться к тому, чтобы массаж не вызывал у ребенка неприятных ощущений. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. (Приложение Г)