В статье описывается опыт преподавателя ГБПОУ РХ СПО "Хакасский политехнический колледж" по прохождению стажировок в учреждениях социальной защиты населения.
Работа:
Покидова Татьяна Сергеевна
Преподаватель ГБПОУ РХ СПО Хакасский политехнический колледж
Стажировка, как форма повышения квалификации преподавателями СПО (в формате обмена опытом)
Начну с того, что являюсь преподавателем правовых дисциплин специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в ГБПОУ РХ СПО Хакасском политехническом колледже. Три года назад я, к дополнению к тем дисциплинам, которые уже вела, получила междисциплинарную дисциплину МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов ПФР. Конечно, как водится, заранее по рабочей программе я начала готовить мультимедийные лекции и задания для практических работ. Но уже в самом начале этой работы я столкнулась с большими трудностями: учебников, кроме уже устаревшего к тому времени учебника под ред. Галаганова В.П. не было, серьёзных монографий по этой тематике так же практически нет, поэтому единственным источником для подготовки к занятиям являлись только нормативно-правовые акты.
Понятно, что учебный материал необходимо было насыщать цифрами, примерами, фактами, какими-то методическими приёмами, без чего я не могла заинтересовать студентов и сформировать у них мотивацию к изучению дисциплины. Поэтому единственным выходом для меня явилось прохождение стажировки, в процессе которой я должна была приобрести опыт работы и повысить квалификацию по специальности.
В первую очередь я изучила нормативную базу и выяснила, кому нужно проходить стажировку.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ, начиная с 1 сентября 2013 года педагогические работники, в том числе и преподаватели СПО, имеют право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1, п.2 ч.5 ст. 47].
В Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" говорится, что обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года необходимо для прохождения в установленномзаконодательствомРоссийской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности [3, раздел 3].
Однако новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС 3), это право переводят в разряд обязательных требований. В них непосредственно указано, что преподавателям и мастерам производственного обучения СПО обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. И так, требования к кадрам, представленные в ФГОС 3, направлены на повышение уровня педагогических квалификаций и всестороннего развития педагогических компетенций, требующихся в современных условиях.
И я решила пройти стажировку в ГКУ РХ Управление социальное поддержки населения г. Абакана. Сходила к руководителю учреждения, получила разрешение на прохождение стажировки, оформила направление от учебного учреждения. Так же была составлена программа, в которой были раскрыты следующие моменты:
- цель проведения стажировки;
- требования, предъявляемые к стажеру;
- названия документации, которую он должен изучить;
- обязанности, которые будет выполнять стажер, его должностная инструкция;
- комплекс обучающих мероприятий: знакомство с рабочим местом, территорией организации, изучение рабочих процессов ( по компетенциям) и т.п.;
- обеспечение овладением практическими навыками (с учетом охраны труда);
- испытание по результатам стажировки.
На каждый этап было запланировано определенное время (в часах), которое при необходимости можно корректировать.
Директор колледжа издал приказ, на основании которого я вышла на стажировку.
Вначале предстояло знакомство с учредительными документами УСПН г. Абакана, а за тем я решила посетить отделы организации, побеседовать со специалистами, попросить их разрешить присутствовать при работе их с посетителями.
Но сразу же я поняла бессмысленность моих планов. Руководитель первого же отдела, в который я обратилась, была занята, рассказала мне за 15 минут об основных направлениях деятельности. Практически, то же самое повторилось и в другом отделе. Мне стало понятно, что так я свои задачи не решу, и время я потрачу не эффективно.
Я снова обратилась к руководству учреждения с просьбой назначить мне наставника, который бы помог мне пройти стажировку. Было решено, что курировать меня будет один из руководителей учреждения, кстати, выпускница нашего колледжа.
Мы с ней обговорили программу стажировки, она выслушала мои пожелания, предоставила необходимую нормативную документацию, познакомила с руководителями и специалистами отделов, попросила помочь мне.
Оставшиеся 10 дней стажировки скучать не пришлось: руководители отделов дали возможность мне присутствовать при работе специалистов с посетителями, приводили множество примеров из своей практики, показали основные направления деятельности. В конце стажировки мы с моим наставником подвели итоги, наметили, как мы будем сотрудничать дальше. Мною был составлен отчёт по стажировке, защита которого прошла в присутствии руководителя организации и моего куратора. Я получила справку о том, что мною было пройдено повышение квалификации.
Практическим результатом стажировки явилось то, что мой учебно-методический комплекс по дисциплине в значительной степени обогатился, я стала увереннее ориентироваться в нормативном, теоретическом и практическом материале.
На следующий учебный год я наметила новые темы дипломных работ, связанных с поставщиками социальных услуг и столкнулась с теми же проблемами: фактического материала недостаточно, учебной литературы нет. Я решила пройти стажировку в АНО Центр социального обслуживания Чылтыс г. Абакана. Обладая уже некоторым опытом, я сразу же попросила назначить мне наставника из числа опытных специалистов. Заместитель директора организации вызвалась курировать меня: она провела подробную консультацию, определила мне направления стажировки, не просто предоставила мне бланки документов, с которыми работают специалисты Центра, но и научила их заполнять. На мой взгляд, и эта стажировка прошла для меня с большой пользой.
В апреле 2019 - 2020 учебного года я планировала организовать свою стажировку в БФ Кристалл, так как одна из дипломниц выбрала тему Социальное предпринимательство. К сожалению, из-за обстановки, связанной с карантином, пришлось отказаться от этой идеи.
Теперь я уже знаю, что наставничество— это обучение практическим навыкам стажёра прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником. Не каждый специалист может быть наставником взрослого человека, тем боле преподавателя. Я думаю, что он должен обладать следующими качествами:
наличием опыта и высокого профессионализма;
уровнем знаний, превосходящих практические компетенции его подопечных;
умением легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
желанием заниматься наставничеством;
При наличии перечисленных качеств наставника процесс наставничества не будет пущен на самотек, а станет эффективным для обеих сторон.
Надо сказать, что мне повезло в обоих случаях, я встретила в лице своих наставников людей отзывчивых, ответственных и просто хороших профессионалов, с которыми я и мои коллеги продолжаем сотрудничать: они второй год являются руководителями производственной практики студентов, а также рецензентами дипломных работ.
Подводя итог, я могу сказать, что стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства. Она является гибкой полезной, эффективной формой взаимодействия преподавателя с работодателями и даёт возможность ежегодно повышать преподавателю СПО свою квалификацию.
Источники
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013 годаО лицензировании образовательной деятельности
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
https://assistentus.ru/sotrudniki/stazhirovka-na-rabochem-meste/
Read more https://zakon-dostupno.ru/trudoustroystvo/chto-takoe-stazhirovka/
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Преподаватель ГБПОУ РХ СПО Хакасский политехнический колледж
Стажировка, как форма повышения квалификации преподавателями СПО (в формате обмена опытом)
Начну с того, что являюсь преподавателем правовых дисциплин специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в ГБПОУ РХ СПО Хакасском политехническом колледже. Три года назад я, к дополнению к тем дисциплинам, которые уже вела, получила междисциплинарную дисциплину МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов ПФР. Конечно, как водится, заранее по рабочей программе я начала готовить мультимедийные лекции и задания для практических работ. Но уже в самом начале этой работы я столкнулась с большими трудностями: учебников, кроме уже устаревшего к тому времени учебника под ред. Галаганова В.П. не было, серьёзных монографий по этой тематике так же практически нет, поэтому единственным источником для подготовки к занятиям являлись только нормативно-правовые акты.
Понятно, что учебный материал необходимо было насыщать цифрами, примерами, фактами, какими-то методическими приёмами, без чего я не могла заинтересовать студентов и сформировать у них мотивацию к изучению дисциплины. Поэтому единственным выходом для меня явилось прохождение стажировки, в процессе которой я должна была приобрести опыт работы и повысить квалификацию по специальности.
В первую очередь я изучила нормативную базу и выяснила, кому нужно проходить стажировку.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ, начиная с 1 сентября 2013 года педагогические работники, в том числе и преподаватели СПО, имеют право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1, п.2 ч.5 ст. 47].
В Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" говорится, что обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года необходимо для прохождения в установленномзаконодательствомРоссийской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности [3, раздел 3].
Однако новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС 3), это право переводят в разряд обязательных требований. В них непосредственно указано, что преподавателям и мастерам производственного обучения СПО обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. И так, требования к кадрам, представленные в ФГОС 3, направлены на повышение уровня педагогических квалификаций и всестороннего развития педагогических компетенций, требующихся в современных условиях.
И я решила пройти стажировку в ГКУ РХ Управление социальное поддержки населения г. Абакана. Сходила к руководителю учреждения, получила разрешение на прохождение стажировки, оформила направление от учебного учреждения. Так же была составлена программа, в которой были раскрыты следующие моменты:
- цель проведения стажировки;
- требования, предъявляемые к стажеру;
- названия документации, которую он должен изучить;
- обязанности, которые будет выполнять стажер, его должностная инструкция;
- комплекс обучающих мероприятий: знакомство с рабочим местом, территорией организации, изучение рабочих процессов ( по компетенциям) и т.п.;
- обеспечение овладением практическими навыками (с учетом охраны труда);
- испытание по результатам стажировки.
На каждый этап было запланировано определенное время (в часах), которое при необходимости можно корректировать.
Директор колледжа издал приказ, на основании которого я вышла на стажировку.
Вначале предстояло знакомство с учредительными документами УСПН г. Абакана, а за тем я решила посетить отделы организации, побеседовать со специалистами, попросить их разрешить присутствовать при работе их с посетителями.
Но сразу же я поняла бессмысленность моих планов. Руководитель первого же отдела, в который я обратилась, была занята, рассказала мне за 15 минут об основных направлениях деятельности. Практически, то же самое повторилось и в другом отделе. Мне стало понятно, что так я свои задачи не решу, и время я потрачу не эффективно.
Я снова обратилась к руководству учреждения с просьбой назначить мне наставника, который бы помог мне пройти стажировку. Было решено, что курировать меня будет один из руководителей учреждения, кстати, выпускница нашего колледжа.
Мы с ней обговорили программу стажировки, она выслушала мои пожелания, предоставила необходимую нормативную документацию, познакомила с руководителями и специалистами отделов, попросила помочь мне.
Оставшиеся 10 дней стажировки скучать не пришлось: руководители отделов дали возможность мне присутствовать при работе специалистов с посетителями, приводили множество примеров из своей практики, показали основные направления деятельности. В конце стажировки мы с моим наставником подвели итоги, наметили, как мы будем сотрудничать дальше. Мною был составлен отчёт по стажировке, защита которого прошла в присутствии руководителя организации и моего куратора. Я получила справку о том, что мною было пройдено повышение квалификации.
Практическим результатом стажировки явилось то, что мой учебно-методический комплекс по дисциплине в значительной степени обогатился, я стала увереннее ориентироваться в нормативном, теоретическом и практическом материале.
На следующий учебный год я наметила новые темы дипломных работ, связанных с поставщиками социальных услуг и столкнулась с теми же проблемами: фактического материала недостаточно, учебной литературы нет. Я решила пройти стажировку в АНО Центр социального обслуживания Чылтыс г. Абакана. Обладая уже некоторым опытом, я сразу же попросила назначить мне наставника из числа опытных специалистов. Заместитель директора организации вызвалась курировать меня: она провела подробную консультацию, определила мне направления стажировки, не просто предоставила мне бланки документов, с которыми работают специалисты Центра, но и научила их заполнять. На мой взгляд, и эта стажировка прошла для меня с большой пользой.
В апреле 2019 - 2020 учебного года я планировала организовать свою стажировку в БФ Кристалл, так как одна из дипломниц выбрала тему Социальное предпринимательство. К сожалению, из-за обстановки, связанной с карантином, пришлось отказаться от этой идеи.
Теперь я уже знаю, что наставничество— это обучение практическим навыкам стажёра прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником. Не каждый специалист может быть наставником взрослого человека, тем боле преподавателя. Я думаю, что он должен обладать следующими качествами:
наличием опыта и высокого профессионализма;
уровнем знаний, превосходящих практические компетенции его подопечных;
умением легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
желанием заниматься наставничеством;
При наличии перечисленных качеств наставника процесс наставничества не будет пущен на самотек, а станет эффективным для обеих сторон.
Надо сказать, что мне повезло в обоих случаях, я встретила в лице своих наставников людей отзывчивых, ответственных и просто хороших профессионалов, с которыми я и мои коллеги продолжаем сотрудничать: они второй год являются руководителями производственной практики студентов, а также рецензентами дипломных работ.
Подводя итог, я могу сказать, что стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства. Она является гибкой полезной, эффективной формой взаимодействия преподавателя с работодателями и даёт возможность ежегодно повышать преподавателю СПО свою квалификацию.
Источники
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013 годаО лицензировании образовательной деятельности
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
https://assistentus.ru/sotrudniki/stazhirovka-na-rabochem-meste/
Read more https://zakon-dostupno.ru/trudoustroystvo/chto-takoe-stazhirovka/
HYPER13PAGE HYPER15
1