В статье проанализирована научная литература по вопросу здоровьесбережения у детей дошкольного возраста. Систематизирована система формирования ЗОЖ у дошкольников. А так же описана актуальность вовлечения родителей воспитаников в работу по становлению здорового образа жизни у детей.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Работу по формированию привычек ЗОЖ необходимо реализовывать в нескольких направлениях: в работе с детьми, в организации здоровьесберегающего пространства, во взаимодействии с родителями и педагогами.
Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Известно, что здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека,
одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи мы решаем путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Проблема здоровья детей волнует не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников (выявлено в ходе анкетирования). Поэтому в нашем ДОУ создана система мероприятий по формированию здорового образа жизни во взаимодействии с родителями воспитанников.
Взаимосвязь с родителями осуществляется в их вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации. Привлечение родителей к пополнению ПРС.
В разработанную нами систему входят следующие виды:
- мастер классы по проведению прогулок и утренней гимнастики в выходные дни;
- консультации по организации здорового питания;
- создана картотека подвижных игр (с подробным описанием игры и способом ее проведения) доступная для родителей;
- проведение совместных досугов как на улице, так и в помещении ДОУ и т.д.
Проблема становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников в научно-методической литературе
Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
М. И. Лисина в книге «Общение, личность и психика ребёнка» отмечала - «У детей дошкольного возраста можно выделить возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия».
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста, по мнению А. Н. Леонтьева, большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок.
Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. «Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей» – отмечала Т. Н. Доронова.
На современном этате создан ряд парциальных программ, по формированию ЗОЖ, физического развития и здоровья дошкольников
Программа "Играйте на здоровье" (Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В)
Программа "Искорка" (Автор Л. Е. Симошина)
Программа "Здравствуй!" (Автор М. Л. Лазарев)
Технология "Старт" (Автор Л. В. Яковлева)
Программа "Здоровье" (Автор В. Г. Алямовская)
Методически грамотный подбор форм работы по физическому
воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в
движении; способствует своевременному овладению ими двигательными
умениями и навыками; формирует положительную самооценку,
аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает большое влияние
на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный
духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не
только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно
влияет на детскую психику.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через вовлечение в педагогический процесс дала положительные результаты.
Таким образом, установлено, что становлению ЗОЖ способствуют: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастные особенности детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей. Систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни
Список использованных источников
1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
2. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
3. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.
4. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
4. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/42-fizicheskaya-kultura/213-zdorovyj-obraz-zhizni
5. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
6. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
7. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
8. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.