Для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.Данная статья «Как организовать работу с родителями» поможет воспитателям поэтапно разработать методику работы. Важным условим работы – быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро», главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями.
Статья «Как организовать работу с родителями»
Известно: для того чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.
Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику». Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча», который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку».
В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?
В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т. е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты». Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.
Сформируем цели первого этапа работы:
- установить контакт с каждым ребенком и его родителями;
- сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;
- стремиться жить жизнью ребенка.
Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно отразиться на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т. п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Повторю: положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями, а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом мне помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам: «Особенности воспитания ребенка в семье», «Оценка детей родителями», «Что Вам мешает в общении с ребенком?», «Каким Вы видите своего ребенка?», «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?».
Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации: «Азбука настроений», «Азбука общения», «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».
Родительские собрания у нас, как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организовано в форме КВН. Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей, а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей.
Еще одна нетрадиционная форма работы – ведение «летописей»
В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители. Одна из таких летописей называется «День за днем», в ней слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за отремонтированную мебель и т. п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься: чем я могу помочь дошкольному учреждению?
В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания людей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.
Летопись «Приглашаем в гости» начинается так: «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В каие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы можете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав в гостях друг друга…»
Читая эту «летопись», можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.
Важное условие моей работы – быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро», главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями.
Разработал воспитатель:
Федосеева Светлана Евгеньевна.
ГБДОУ детский сад № 12
Приморского района г. Санкт-Петербурга