Воспитание ребенка включает в себя множество задач, направленных на всестороннее развитие личности. В настоящее время педагогическими коллективами ДОУ интенсивно внедряются в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов дошкольного учреждения является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Воспитательный процесс в ДОУ направлен на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Реферат на тему:
«Стили воспитания. Аспекты воспитания в ДОУ»
Выполнила воспитатель
группы дошкольного образования
ООШ с.Уразбахты
Тагирова Гульназ Равилевна.
Аспекты воспитания в ДОУ.
Закономерности – это существенно необходимые внутренние связи между причиной и следствием. В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальной сущности и естественной природы человека. Личность является носителем определенной социальной программы. Будучи совокупностью интегрированных социально значимых черт, личность выступает субъектом познания, общения, труда и эмоционально-волевых характеристик.
Основные закономерности:
воспитание как процесс осуществляется на
основе
имеющейся у ребенка собственной активности;
воспитание как процесс определяется внутренними потребностями ребенка, имеющимися у него интересами и направленностью;
воспитание как процесс осуществляется через наличие объективно существующих для ребенка правил, требований, т.е. внешних объективных предпосылок к осуществлению деятельности;
воспитание как процесс развивается при наличии у ребенка соответствующей внутренней
мотивационно-волевой
сферы;
воспитание как проце
сс вкл
ючает в себя ярко выраженные эмоциональные переживания, которые затем отражаются в результатах воспитания;
воспитание как процесс может успешно протекать при демократическом стиле общения педагога и ребенка, его неназойливом руководстве;
ребенок как субъект воспитания представляет собой целостную личность, где
нет выпячивания отдельных нравственных качеств за счет других и где все взаимодействует
в органическом единстве.
Этапы воспитательного процесса
В воспитательном процессе условно можно выделить три этапа:
Знакомство и осознание детьми общих понятий и норм поведения. При этом у детей формируются отношения к этим нормам и правилам поведения. Здесь воспитатель предлагает ребенку овладеть знаниями о нормах поведения через их осмысление и сопоставление. У детей вырабатываются нравственные оценки, которые постепенно становятся основой мотивов поведения. При этом формируются оценочная и мотивационная сферы.
Формирование взглядов и убеждений. Это этап принятия, освоения и превращения усвоенных нравственных норм личное достояние. Это определенное психологическое состояние, которое характеризуется готовностью к действиям. Убеждения - более яркая и сильная форма отношений, выраженная через действия и отношение к окружающей действительности. Формирование убеждений является длительным процессом, но не всякое понятие или представление переходит в убеждения. 3. Формирование общей направленности личности. Упражнения в деятельности, многократные действия приводят к формированию навыков и привычек поведения, т.е. к нормам. Эти нормы выступают как средство внутреннего побуждения к действию. Наивысшей формой этого этапа является самовоспитание, устойчивый интерес к самовоспитанию (совершенствование у себя ценных качеств личности с точки зрения самой личности).
Цель воспитания - это основной вопрос педагогики, определяющий принципы, содержание, методы, формы и результат воспитания. Цель воспитания, отражая уровень развития и потребностей общества, носит исторический и классовый характер, что влияет на выработку методики воспитательной работы с подрастающим поколением.
Значение цели воспитания осознавалось во все времена. Одни педагоги выводили цели из религии, другие - из природы человека, третьи - из абстрактных категорий долга, чести, справедливости и т.п., четвертые - в зависимости от личности самого ребенка. В любом случае цель воспитания отражала мировоззренческую позицию эпохи и вбирала в себя личностную окраску и направленность воспитательной работы конкретного педагога.
В отечественной педагогике цель воспитания определяется как “всестороннее, гармоническое развитие личности” и включает в себя спектр ведущих параметров формирования личности, связанных с понятием “задачи воспитания”. Цель и задачи воспитания входят в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда.
Задачи воспитания
Термин “ всестороннее” воспитание предполагает следующие его виды: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Все эти взаимосвязанные задачи всестороннего развития личности условны в своем обозначении и предполагают согласованное воздействие на развивающуюся личность.
Нравственное воспитание
- это “стержень” воспитательной работы. У человека формируют нравственное сознание, нравственное поведение и нравственные чувства. В основе нравственного воспитания лежит этика, объектом которой является мораль общества. Содержанием нравственного воспитания выступают общечеловеческие понятия и нормы жизнедеятельности людей.
Умственное воспитание
связано с развитием интеллекта человека, его способности к мышлению, формированием познавательных интересов, культуры умственного труда. Личность необходимо вооружить системой знаний о природе, человеческом обществе и мышлении, выработать умения и навыки познавательной деятельности, воспитать самостоятельность в учебном труде, развивать познавательные мотивы в учебной деятельности.
Эстетическое воспитание
-
это формирование у человека средствами искусства, природы и окружающей действительности чувства прекрасного; это приобщение ребенка к красоте, духовным ценностям. В
результате развивается культура сознания и поведения. Задачи эстетического воспитания связаны с развитием у детей эстетического сознания, вкусов, чувств, потребностей и эстетической деятельности. Здесь главное, - не только созидать прекрасное, но и защищать его от разрушения.
Трудовое воспитание
направлено на усвоение трудовых знаний, умений и навыков. Все это находится в неразрывной связи с нравственным сознанием и мировосприятием личности. В результате воздействия всех видов воспитания личность реализует себя в трудовой деятельности, принимая на себя определенную социально-общественную роль. Жизненное самоопределение и выбор профессии должны осуществляться, начиная уже с младшего школьного возраста.
Физическое воспитание
- это процесс целенаправленного и систематического формирования физически и психически полноценного человека, обладающего основами здорового образа жизни. Ребенка с детства необходимо приобщать к физической культуре, которая должна стать жизненной программой и нравственной основой каждого человека.
Принципы и методы воспитания
Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым руководствуется учитель при организации воспитательного процесса. Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса, а также особенности целевых установок в формировании личности ребенка. В педагогической литературе встречаются различные подходы к классификациям принципов и методов воспитания.
Принципы воспитания:
Целенаправленность воспитательных воздействий.
Связь воспитания с жизнью.
Воспитание происходит в процессе деятельности.
Личностный и индивидуальный подход.
Сочетание единства требований и уважение к личности ребенка.
Опора на
позитивное
в воспитании.
Комплексное воздействие, взаимосвязь всех факторов в воспитании.
Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Согласованность влияний обучения и воспитания на развитие ребенка.
Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, учитель создает внешние условия и организует деятельность.
Организация форм воспитания - это как бы “внешняя оболочка” функционирования деятельности (урок, собрание, экскурсия и т.п.).
Средства воспитания - это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд).
Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.
Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям:
по источникам познания (словесные, практические, наглядные);
на основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования);
по степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.
Классификация методов по источникам познания:
Словестные
методы (рассказ, беседа, инструктаж)
Практические методы (упражнение, тренировка, самоуправление)
Наглядные методы (иллюстрирование, показ, предъявление
матераиал
Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:
Методы убеждений.
Методы упражнений (приучений).
Методы стимулирования деятельности.
Методы самовоспитания.
Методы убеждений.
Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание), воздействует на сознание, чувства и волю детей.
Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.
Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.
Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима просветительская деятельность со стороны учителя и родителей.
Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения противопоставить и отстоять свое “я”. Характер подражательности меняется с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание носит уже избирательный характер.
Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей, установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и сравниваются поступки и действия детей.
Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к поступку или действию. Требование включает в себя осознание противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка. Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель. Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от психологических особенностей детей форма подачи требований меняется: одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому - достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей возникает разная ответная реакция.
Требования должны опережать развитие личности, а также переходить в требования ребенка к самому себе.
Требования по форме предъявления бывают:
прямые
(приказ, указание, предписание);
косвенные
(просьба, совет, намек).
По признаку эмоционально-психологической направленности требования различаются:
требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия);
требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, распоряжение, выражение недоверия);
требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное требование, требование в игровом оформлении).
Общественное мнение - является отражением коллективного требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование переросло в требование детского коллектива к самому себе.
Методы упражнений (приучений)
А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой упражнение в правильном поступке.
Упражнение
- многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки, развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и
значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи. Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины. Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.
Приучение
- организация регулярного выполнения детьми действий, которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня.
Это формирует внутренний динамических стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков.
Учитель может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.
Доверие
- основано на том, что поведение человека часто зависит от ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.
Создание воспитывающих ситуаций
- ученик ставится в условия свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения
ситуации. Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций, которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.
Контроль
- наблюдение за деятельностью ребенка с целью побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.
Переключение
- с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые переживания и установки.
Методы стимулирования деятельности
Постановка перспективы
- это создание настроения радости и ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для коллектива используется перспектива “завтрашней радости” (по А.С.Макаренко), поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению сил в движении к достижению перспективы.
Поощрение
- выражение положительной оценки за поступок ребенка, что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.
Соревнование
- повышает активность ребенка, предполагает гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании учитель вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в достижении своих целей.
Метод “взрыва”
- смена подхода к оценке деятельности, смена обстоятельств деятельности, отношений и т.п. Метод “взрыва” часто связан с конфликтной ситуацией. В детском коллективе этот конфликт можно довести до последнего предела, чтобы ребенок почувствовал, что коллектив недоволен им, и тогда ребенок уже будет вынужден принять требования коллектива.
Наказание
– видами наказания являются: - порицание, - замечания, - неодобрение, - выговор, - осуждение.
Методы самовоспитания
Самовоспитание связано с ситуациями, когда сам ребенок учится ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной деятельности. Чтобы помочь ребенку в деле самовоспитания, учитель намечает общий план в работе и отдельные операции в деятельности. При этом одновременно формируется самоконтроль и самооценка. Содержание самовоспитания тесно связано с формированием волевых и нравственных качеств личности ребенка. На этот процесс будет влиять общественное мнение, микроклимат в коллективе, пример взрослых, личная программа самосовершенствования.
Личные обязательства
- постановка цели и задач на определенный период времени.
Самоотчет
- умение отвечать за свои действия и поступки.
Самоанализ
- умение выявлять причины, побудившие к действию, с анализом причинно-следственных связей.
Самоконтроль
- работа над самим собой с конкретно поставленной целью; сравнение своих результатов деятельности с заданным эталоном.
Самооценка
- умение объективно взглянуть на себя со стороны и вывести справедливое суждение.
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
Анализируя психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.
Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.
В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, либеральный и др. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома. Это и показало наше практическое исследование.
Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.
Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.
Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей
Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М., 2009г.
Земская М.Р. «Семья и личность», М.
:
изд. «Прогресс»,2009 г.
Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М.
:
изд. «Педагогика», 2007г.
«Педагогика» под ред.
Бабанского
Ю.К., М.
:
изд. «Просвещение», 2013г. 9.Першина Л.А. «Возрастная психология», М. : изд. «Академический проект», 2010г.
Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М.
:
изд. «Мысль», 2007г.