Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Строительная игра как средство развития личности ребенка". Работа №263014

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конструирование, специфически детский вид деятельности, рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Оно отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. п.).

Работа:

Конструирование, специфически детский вид деятельности, рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Оно отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. п.).

В процессе строительно-конструктивных игр у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети по-знают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов,объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и отличительные признаки.Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина— широкие витрины и т. д. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

Конструирование является эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторым сооружениями и постройками (мосты, жилые дома, здания детских садов, школ, театров, а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др., воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус ребят, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Обучение конструированиюпредполагает разные формы его организацииконструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определенные задачи воспитания.

Обучение дошкольников конструированию мы ведем в рамках комплексной авторской Программы и Технологии «Детский сад – Дом радости» (Н. М. Крылова). Обучение любому виду деятельности, в том числе и конструктивнойстроится по определенному алгоритму «Лесенка успеха» (авторское название).

Ступеньки «Лесенки успеха»

Первый уровень – ребенок проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности.

Второй уровень – выполняет деятельность с помощью взрослого.

Третий уровень – действует самостоятельно.

Четвертый уровень – уровень творчества, когда ребенок самостоятельно создает новый, оригинальный продукт на основе полученного и усвоенного ранее опыта.

Чтобы дети успешно поднимались вверх по «Лесенке успеха», необходимо обучить их выполнению каждого вида деятельности как системе взаимосвязанных компонентов на основе модели (В. И. Логинова, Н. М. Крылова, которую строит воспитатель,предлагая вопросы:

1. Что хочешь сделать? (определение замысла)

2. Из чего? (выбор материала)

3. Чем будешь делать? (подбор инструментов)

4. В каком порядке – что сначала, а что потом? (система действий)

5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (самооценка).

Обучаясь конструированию как виду деятельности с использованием данной модели труда, дошкольники получают общие представления о законах построения трудовой деятельности человека. Так системные знания о труде взрослых людей формируют у дошкольников первоначальные социальные представления.

Необходимым компонентом обучения является создание условий развития конструктивнойигровой деятельности:

- организация предметно развивающей среды (разные виды настольных и напольных конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания построек,

- обогащение впечатлений окружающего мира (рассматривание фотографий, картин различных строений, образцов архитектурного искусства, улиц, площадей и пр. ,

- полочка будущей и настоящей построек,

- педагог, как источник знаний,

- обучение детей конструированию (индивидуально, в подгруппах, в совместной деятельности).

Опираясь на описанный выше алгоритм обучения детей конструктивной деятельности,мы выстраиваем свою работу с дошкольниками в определенной последовательности:

1 этап. Мотивация (задумка).

На этом этапе задача воспитателя – создать проблемную ситуацию, которую дети захотят разрешить. Например, воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Вы были хорошими строителями и построили город по замыслу архитектора, по его чертежам. Теперь в город приехала приемная комиссия, которая должна оценить, будет ли удобно жителям жить и работать в таком городе. Не могли бы вы помочь комиссии это сделать?». Таким образом, ставится проблема – необходимо доказать, что город удобен для жителей или, наоборот, неудобен.

2 этап. Моделирование.

- Совместно с воспитателем, а в дальнейшем и самостоятельно, используя условные обозначения, дети составляют схему, план построек (улицы, города, деревни и т. п.);

- проводят анализ расположения (где находится магазин, школа; что находится рядом, удобно их расположение или нет, почему);

- переносят план на плоскость стола или пола (используя бумажные формы-модули и без них, определяя место расположения объектов в соответствии с планом);

3 этап. Конструирование. Осуществляют строительство задуманной улицы, набережной, города, села из строительного материала, опираясь на составленную схему, план. Здесь дети не только строят,но и учатся взаимодействовать друг с другом: договариваться, оказывать помощь, давать советы.

4 этап. Анализ полученного результата.

Дети оценивают свой результат и общий вклад в данную конструктивную деятельность:

1. Что задумали?

2. Почему постройки отличаются?

3. Соответствуют ли назначению(почему, докажите).

4. Удобное ли расположение? (докажите).

5. Красивое оформление? (что вы для этого использовали).

6. Получилось задуманное?

Обучение самооценке – важный момент в работе воспитателя с дошкольниками. Ведь если ребенок научился оценивать результат своего труда,то это дает основание говорить:

- о становлении его самосознания;

- об открытия им деятельности, как системе взаимосвязанных компонентов от замысла до результата.

После анализа задумки дети обыгрывают постройки. И здесь наступает самый интересный момент, когда конструктивная деятельность незаметно переходит в игровую и на основе созданных построек можно организовать и сюжетно-ролевую, и режиссерскую игру. Ребенокполучает возможность побывать в разных ролях: архитектора и строителя, дизайнера и зоотехника, шофера и агронома, садовода и режиссера театра. В ходе таких игр дошкольники расширяют свои представления о профессиях взрослых, о взаимосвязях в их деятельности, осваивают профессиональные роли старших в игровой практике. Таким образом, в ходе строительной игры у дошкольников формируются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Строительная игра в детском саду – чаще всего коллективная деятельность, хотя может быть и индивидуальной, и в этом плане имеет большие возможности для социально-личностного развития дошкольников. Здесь мы имеем в виду, что в игровых коллективах создаются дополнительные условия для формирования «детского общества» (А. П. Усова). Дошкольники учатся учитывать не только свои собственные интересы, но и интересы коллектива, подчинять свое поведение общим требованиям. Н. К. Крупской принадлежит высказывание о том, что взрослые, воспитывая детей, должны «. дать детям навыки того, как надо жить и работать сообща. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером».И в наше время остаются актуальными ее слова: «Совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Литература:

1. Крупская Н. К. Дети наше будущее М., 1975, с. 228

2. Крылова Н. М. Программа «Детский сад-Дом радости» Пермь, 2005.

3. Лиштван З. В. Конструирование М. ,1981.

4. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности М. ,2002.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×