Модернизация образования, введение в образовательное пространство информационных технологий предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
Модернизация образования, введение в образовательное пространство информационных технологий предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.
Проект (от латинского – брошенный вперед):
1) совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия;
2) предварительный текст какого-либо документа;
3) замысел, план.
Изначально проект трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Значение термина проект сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.
Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:
он имеет единичный жизненный цикл с фиксированными временными рамками начала и окончания;
он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;
его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает какими-то только ему присущими особенностями;
он имеет более высокую неопределенность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий проектов. Этот метод является социально значимым и актуальным, т.к. развивает творчество, социальную и познавательную активность учащихся.
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основываясь на его личных интересах. Очень важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В итоге ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях, решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Со временем идея методов проектов претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В начале 20 века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов развивался активно и весьма успешно. Он нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основным тезисом современного понимания метода проектов является следующий – все, что я познаю, я знаю для чего мне надо и где, и как я могу эти знания применить.
В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и модным. Очень часто проектом ошибочно называют групповую работу или какое-либо внеклассное мероприятие. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся и предполагают презентацию этих результатов. Метод проектов, как педагогическая технология предполагает, совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект. Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях (например, табл. 2).
Таблица 2
Этапы работы над проектом
Учебный проект
Проблема проекта
Зачем? (мы делаем проект)
Актуальность проблемы, мотивация
Цель проекта
Что? (для этого мы делаем)
Целеполагание
Задачи проекта
Как? (мы это можем делать)
Постановка задач
Методы и способы
Что получится? (как решение проблемы)
Выбор способов и методов, планирование
Результат
Почему? (это важно для меня лично)
Ожидаемый результат
С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной, познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость.
Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цели и задачи проектной деятельности:
1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;
3) возможность работать с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) работа по новым технологиям;
6) развитее самостоятельности;
7) умение слушать и уважать мнения учащихся;
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
9) развитие исследовательских умений.
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения.
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.).
Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта).
Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект в учебном процессе – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявлять проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В результате выполнения проекта учащиеся приобретают как стандартные компетенции – дисциплинарные знания, умения и навыки, так и необходимые компетенции другого уровня: умения поиска, обработки, систематизации информации, в том числе и в процессе общения с профессионалами; выдвигать гипотезы и обосновывать полученные результаты, синтезировать в процессе решения дисциплинарные знания и умения, руководить микрогруппой и др. Кроме этого метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам относится умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.edudic.ru/bes/50105/
Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании. // Проблемы современного образования. 2011. №6. С.36.
Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании. // Проблемы современного образования. 2011. №6. С.37.
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии. – М.: Академия, 2002. С.65.
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии. – М.: Академия, 2002. С.66.
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии. – М.: Академия, 2002. С.66.
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии. – М.: Академия, 2002. С.67.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. С.18.
Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/
Ивановский Л.В.Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга. – СПб.: Агенство ВиТ-Принт, 2009. С.137.
Ивановский Л.В.Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга. – СПб.: Агенство ВиТ-Принт, 2009. С.138.