Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности дошкольников младшего возраста
В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные виды двигательной деятельности детей:
- образовательная деятельность – физкультурные занятия;
- физкультурно–оздоровительная деятельность в режиме дня – утренняя гимнастика, физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней);
- активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
- самостоятельная двигательная деятельность детей.
Основным видом образовательной деятельности являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено возрастными особенностями развития детей, требованиями образовательной программы, санитарных норм и правил.
В программе по физической культуре выделяются одиннадцать типов физкультурных занятий.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации двигательной активности являются сюжетные физкультурные занятия, организационная форма проведения которых способствует воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений. По средствам сюжетных физкультурных занятий ребёнок получает разностороннее развитие, развитие образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала.
Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:
- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
- развивать психические способности и эмоциональную сферу;
- развивать музыкально-ритмические способности детей;
- воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности дошкольников младшего дошкольного возраста
В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные виды двигательной деятельности детей:
- образовательная деятельность – физкультурные занятия;
- физкультурно–оздоровительная деятельность в режиме дня – утренняя гимнастика, физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней);
- активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
- самостоятельная двигательная деятельность детей.
Основным видом образовательной деятельности являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено возрастными особенностями развития детей, требованиями образовательной программы, санитарных норм и правил.
Для осуществления программы по физической культуре выделяются различные типы физкультурных занятий:
1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.
• Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.)
• Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала
• Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)
2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов
3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»)
4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.
5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.
6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.
7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.
1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.
2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.
3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)
4 зона: тренажеры разных типов: «Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье».
5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).
Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.
8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.
9. Комплексный: синтезирование разных видов деятельности (игровые: «Кто больше собрал», «Собери по форме, цвету, парами»).
10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.
11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации двигательной активности являются сюжетные физкультурные занятия, организационная форма проведения которых способствует воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений. По средствам сюжетных физкультурных занятий ребёнок получает разностороннее развитие, развитие образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала.
Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:
- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
- развивать психические способности и эмоциональную сферу;
- развивать музыкально-ритмические способности детей;
- воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Разновидность сюжетных физкультурных занятий:
Сюжетно-
образные физкультурные занятия.
Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков.
(На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы («Зоопарк» (заяц, лев, тигр, бегемот, обезьянки, конь, кенгуру и т.д.,)) или один образ воплощается в разных движениях «В гости к Мишутке»). См. Приложение 1.
Сюжетно
-игровые физкультурные занятия.
Цель:
формировать способность
детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные
ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
(«Найди лошадку»
)
.
См. Приложение 2
Сюжетно-тематические физкультурные занятия.
Цель: преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение
.
(
«
Мой весёлый звонкий мяч
»)
.
См. Приложение 2
Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи.
Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что у детей есть возможность раскрыться, проявляются личные качества, артистичность, музыкальность, самостоятельность.
Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. Применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка.
Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того, в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.
Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.
При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.
Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.
При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.
Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.
Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.
В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.
Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).
Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.
Хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
Список литературы:
Анферова
В.И.
Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет
. М.: Сфера. 2012.
Глазырина Л.Д. Физическая культура в младшей группе детского сада.
Дыбина
О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство
Мозайка
-Синтез, М., 2006.
Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления),
Учебно-методическое пособие для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ), сост.: Коломийцева Н.С.,
Ханжиева
А.Я. Адыгейского государственного университета. Майкоп. 2010.
От рождения до школы. Под ред.: Н.Е.
Вераксы
, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика синтез, 2015.
Пензулаева
Л.И. Физкультурные занятия в детском саду (вторая младшая группа). М., 2009.
Пензулаева
Л.И. Подвижные игры и упражнения для детей 3–5 лет. Изд.:
Владос
, 2003.
Интернет-ресурсы:
Сайт
:
ИнфопедиЯ
для углубления знаний
.
Физкультурные занятия дошкольников.
Сайт
:
http://deti-club.ru Организация
и методика проведения физкультурных занятий в детском саду
.
Сайт
:
https://nsportal.ru
Конспект интегрированного физкультурного занятия (младший возраст)
.
Сайт
:
https://www.maam.ru
.
Конспект физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зоопарк»
.
Приложение 1
Конспект интегрированного физкультурного занятия (младший возраст).
«В гости к Мишутке»
Задачи:
Повышать двигательную активность малышей.
Упражнять детей в ползании, в прыжках, в ходьбе, перешагивании предметов.
Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.
Закреплять знания детей об эталонах цвета.
Воспитывать интерес к физкультурным занятиям, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и упражнениях.
НОД:
Воспитатель встречает детей с медведем и от его имени приветствует детей:
«Здравствуйте, детки. Вы меня узнали? …» Покажите, как ходят медвежата. А как мишка рычит (дети изображают, как мишка ходит, рычит). Молодцы, ребята, пойдемте за мной.
Медвежата в чаще жили
По тропинке все ходили
Вот так, вот так!
Вперевалочку ходили.
Вот пенечки увидали
Через них все зашагали.
Вот так, вот так!
Через них все зашагали.
А потом они играли
И друг друга догоняли.
Вот так, вот так
И друг друга догоняли.
И медведя увидали.
Вот он Мишенька сидит
Погремушками гремит.
1. Комплекс ОРУ
Погремушки дети взяли
С ними быстро зашагали.
Погремушки так гремят
всех ребяток веселят
Стали погремушки поднимать
А потом их опускать!
Поднимать и опускать
Поднимать и опускать.
А теперь все сядем дружно на пол
Ножки вытянем вот так
Погремушки не гремят на коленочках лежат
Тихо-тихо все сидят, погремушки не гремят.
А теперь на спинку ляжем
Погремушками помашем.
А теперь все встанем дружно
Станем вместе приседать
Погремушками стучать.
Стук и прямо,
Стук и прямо.
А теперь все дружно мы попрыгаем.
Погремушками звеним.
Подуем на погремушку.
Тихо. Тихо все пойдем
Погремушки уберем.
Ходьба по дорожкам
Перешагивать пенечки. (“блинчики”)
Повторить 2 круга.
Бег
Ходьба, дети подходят к мишке и берут погремушки по 2штуки.
Ходьба, построение врассыпную.
И.п. – о.с., погремушки к груди.
Погремушки вперед, погреметь и опустить. (повторить 4-5 раз)
И.п.- о.с., погремушки внизу
Поднимать вверх и опускать (повторить 4-5 раз).
И.п.- сидя, ноги вместе
Наклоны вперед, погремушкой достать носки.(повторить 4-5 раз)
И.п.- лежа на спине
Поочередное сгибание и разгибание рук и ног (повторить 6-8 раз)
И.п. – о.с.
Приседание (повторить 4-5 раз).
И.п. – о.с.
Прыжки на двух ногах.
Упражнение на дыхание.
.
Воспитатель собирает погремушки и проводит с детьми упражнение “Солнышко”- на развитие медленных, плавных движений, способствующих вытягиванию позвоночника, формирование правильной осанки.
Вот как солнышко встает –
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо солнышко смеется,
А под солнышком всем весело живется.
Дети сидят на корточках и медленно встают, одновременно поднимая руки кверху.
Опускаются на корточки и кладут руки под щечки.
Выполняют пружинку (прыжки на месте), хлопая в ладоши.
Воспитатель: Мишка нес домой малину
Ягод полную корзину
Шел, устал и корзинку потерял. (обратить внимание на то, что Мишка грустный)
- Ребята, давайте поможем собрать ягодку в корзинки по цвету.
2.ОВД:
Проползти в “берлогу” (тоннель)
Перепрыгнуть “ручеек” (через две линии, расстояние 20-
30 см
)
Собрать ягодки в корзинки по цвету
(собрать пластмассовые мячи по цвету: красный, желтый, синий)
Повторить 2 раза.
Воспитатель убирает оборудование и раскладывает домики (плоские кольца) для подвижной игры.
Воспитатель от имени медведя говорит:
- Спасибо вам ребятки, помогли мне ягодку собрать, давайте с вами поиграем. Вы будете пчелками, мед в улей собирать (одевает детям медальки – пчелок).
3.Подвижная игра “Пчелки и медведь”
Дети – "пчелки” летают, жужжат. Появляется медведь.
Инструктор: Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки домой!
Пчелки летят в свои домики.
Воспитатель - Медведь идет к ним.
Дети говорят: Этот улей – домик наш
Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж. Повторить 2 раза.
Медведь предлагает поиграть еще в игру. Дети встают в круг.
Игра малой подвижности “ Мишуткин шар”
“Надувала мама шар, а мишутка ей мешал:
Подошел и лапкой – хлоп!
А у мамы шарик – лоп! -ш – ш –ш!”
Дети прощаются с медведем.
Приложение 2.
Дидактическая игра «Найди лошадку».
Игрушка (лошадка) заранее перед занятием спрятана педагогом. Дети вместе с педагогом образуют круг, берутся за руки, и идут по кругу со словами:
- Раз лошадка –И-го-го! – Убежала далеко.
Ну-ка, детки, помогите!
Вы лошадку отыщите.
Дети расходятся по залу, ищут спрятанный предмет. Когда кто-либо из детей находит игрушку, он должен принести ее педагогу. Можно предложить детям найти ее глазами и молча подойти к педагогу и сказать на ушко, где она спрятана.
Дыхательная гимнастика: «Бегемотик».
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох)
Самомассаж «Котятки».
-Все котятки Растирание рук, ушей и живота (по часовой стрелке)
Мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
- В зоопарк опять придём.
Будем долго здесь гулять,
Всех зверюшек будем знать.
«
Мой весёлый звонкий мяч
»
Загадка: «Стукнешь о стенку – А я отскочу.
Бросишь на землю – А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу.» (А.Рождественская)
Игры и общеразвивающие упражнения с мячом: шагаем вокруг мячиков, стараясь их не обидеть (не задевая мячи), катание мячей друг другу на расстоянии 1,5м, подбрасывание и ловля мяча двумя руками, игры на меткость и развитие координации движений:
«Сбей кеглю», «Попади в цель».
«Мы играем целый день
Целый день играть не лень.
Ты, смотри, не отставай,
Друг за другом ты шагай!
Друг за другом ты шагай,
Мячики не задевай!».
Вот какой красивый у нас круг получается!
Бег колонной по кругу (вокруг мячей).