На сегоднешней день главная проблема в образовании приобщение подростающего поколения к руской народной культуре. . С помощью тетаральной деятельности, дети учатся проявлять эмоции, улучшается речь, артикуляция, память.С помощью сказок дети узнают о культуре и обычаи разных народов, проявуляется интерес к чтению и узучению нового. Самое важное в развитии внутренного потециала детей является связь с русскими народными сказками, с которыми ребенок встречется с самого рождения, они проводят детей в мир народной сказочной мысли, народного духа и традиции.
«Театральная деятельность как средство приобщения к истокам русской народной культуры»
На сегодняшний день одной из главных проблем в образовании является проблема приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре. Ведь любовь и знание основ своей культуры становятся не так важны для подростков и молодежи. Воспитание настоящего гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – эта главная задача, которая актуальна и не может быть решена без серьезного погружения в тему вопроса.
В своей разработке, я хочу поделиться с вами своим опытом работы по приобщению детей к истокам народной культуры через театральную деятельность.
Театр из покон веков считался могущественной силой духовного воздействия на людей. Каждый ребёнок участвующий в театрализованной действий, берёт на себя определённую роль, образ различных персонажей. Проникается смыслом поставленной задачи, погружается в глубокий смысл бытия. Именно поэтому развитие театральной деятельности в школе является наиболее продуктивным методом воспитания настоящих патриотов совей родины.
В развитии театральной деятельности я работаю уже более 15 лет. Начиналось всё с того, что я применяла и применяю элементы театральной деятельности на занятиях вокалом. Являюсь руководителем вокально-театральной студии с 2007 года. Сначала это была просто вокальная студия «Зодиак», но позже, почувствовав острую необходимость в развитии не только вокальных, но и актерских способностей детей, я переквалифицировала свою студию в вокально-театральную. Ведь по первому образованию я педагог вокала, а по второму Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель. Образование и навыки позволили мне с легкостью расширить возможности преподавания.
В своей работе по формированию интереса к истокам русской народной культуры я ставила 4 цели:
1. С помощью театральных постановок улучшить творческий потенциал и память детей, речь, артикуляцию, чёткость произношения слов, фраз, а в дальнейшем и совершенствовать культуру речи;
2. заинтересовать детей получать новые эмоции от творчества; научить их сопереживать и проводить через себя эмоции, творчески расти;
3. через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и в это же время разбудить интерес к чтению литературы;
4. Пробудить в обучающихся интерес к творчеству, к внутреннему развитию.
Достижение поставленных целей требует ежедневной и систематичной работы. Но самым важным для развития внутреннего потенциала детей для меня является связь с русскими народными сказками, с которыми ребёнок встречается с самых первых лет; они проводят его в мир народной сказочной мысли, народного духа, народных традиций. Воспитательная ценность народных сказок заключается именно в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Для работы в нашей театральной студии создано разграничение направлений подготовки: чтения произведений, театральные постановки, русское народное пение.
Каждое из направлений очень интересно для детей, в каждом они хотят развиваться и принимать участие в конкурсах и фестивалях.
Работа над спектаклем:
Работа над спектаклем делится на некоторое число этапов:
- чтение оригинального текста с педагогом;
- затем чтение сценария по тексту;
- чтение спектакля в лицах;
- обсуждение содержания сценария;
-распределение ролей;
-черновые репетиции спектакля;
-генеральные репетиции спектакля;
-показ спектакля.
Знакомясь с содержанием сказок, не зная исконно русские слова, названия крестьянской утвари, образа жизни народа, трудно примерить на себя роль.
Именно с целью знакомства с детьми устраивается поход в городской краеведческий музей.
- После того, как дети узнали о быте народа начинается обсуждение характеров персонажей.
Далее начинается работа над спектаклем. Вместе с детьми продумывается всё: костюм, декорации, реквизит, оформление сцены, какая музыка долдна быть выбрана.
Каждый ребенок занят конкретным делом, над каждой ролью работа ведется индивидуально с каждым участником отдельно.
Как известно, чем младше дети, тем они непосредственнее. Каждый ребенок видит мир по-своему, окрашивает его своими красками. Именно эти краски добавляют индивидуальность каждому спектаклю, каждой сцене, каждому персонажу.
Когда роли выучены, начинается репетиция всего спектакля! Это очень увлекательный, но кропотливый труд!
За это время мы подготовили и показали ученикам нашей гимназии и, конечно же, на конкурсах большое количество отрывок, стихотворных и прозаических отрывков. Было одержано множество побед на конкурсах различных уровней. Прошло множество выступлений на площадках города.
Нашей целью всегда было помочь детям обрести уверенность в себе, раскрыть свой творческий потенциал, развивать у них навыки общения, улучшить их речь, актерские данные, научиться выражать свои чувства и приобщаться к народной культуре. Театральная деятельность им очень в этом помогает.