Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Эта технология даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на все интересующие вопросы, позваляет почувствовать себя исследователем. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших "открытий"
Доклад по теме:
«Технологии исследовательской деятельности»
Подготовила воспитатель: Кошманова Е.Н.
Январь 2020г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю «Технологию исследовательской деятельности».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования. Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской деятельности дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- использование художественного слова.
Основным методом исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качествах.
Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Исследовательская деятельность развивает в ребенке:
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А какие же навыки развиваются у детей?
- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
-УСИДЧИВОСТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
Но часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами:
- трудно найти и сформулировать проблему исследования
-любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат
- нет хорошей материальной базы и многое другое.
Постараемся развеять их, вдруг кот- то из нас еще сомневается.
Как гласит китайская пословица «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» Усваивается все прочно и надолго, когда слышишь, видишь и делаешь сам. Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям.