Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) это категория детей, которые могут реализовать свой потенциал при условии адекватного и вовремя начатого воспитания, обучения и сопровождения.
«Технологии музыкальной реабилитации воспитанников с расстройством аутистического спектра»
Суркова О.Е.
Воспитатель ГБОУ школы-интерната № 115
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) это категория детей, которые могут реализовать свой потенциал при условии адекватного и вовремя начатого воспитания, обучения и сопровождения.
Трудность в освоении окружающего мира, их главная и существенная проблема, которая вызвана наличием психических, физиологических и эмоциональных нарушений. Этой категории детей присущи проявления таких состояний, как страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность в себе и своих силах. Из-за быстрой истощаемости ресурсов внимания у них происходит снижение объёма памяти, наблюдается эмоциональная неустойчивость. Практически отсутствуют интеллектуальные мотивы, исчезает внешняя мотивация учебной деятельности и познавательного процесса в целом.
Главной деятельностью любого ребенка при поступлении в школу становится учебная. Основными задачами работы с детьми с РАС являются:
– формирования мотивации к занятиям;
– получения и усвоение новых знаний;
– систематизации и классификации полученных знаний;
– развития восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей; – расширения словарного запаса детей;
– формирования звуковой культуры речи.
Однако уровень развития ребёнка с РАС не соответствует нормативному, что препятствует адекватному пониманию учебной задачи, восприятию и обработке информации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения.
Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Основными задачами работы с детьми с РАС являются
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе. Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с расстройствами аутистического спектра с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой.
Чтобы заинтересовать обучающихся с РАС сделать их обучение осознанным, нужны специальные методы и приемы.
Ещё в античное время философы и ученые Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на лечебное, профилактическое, коррекционно-развивающее воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок и гармонию не только во Вселенной, но и в нарушенном человеческом теле.
Мелодия, темп ритм, изменяют настроение человека, влияя на его внутреннее состояние. Тысячи лет тому назад виднейший врач того времени Авиценна лечил музыкой психические заболевания. Основоположником звукотерапиии принято считать Эмиля Жак Далькроза, швейцарского педагога и музыканта.
В работах разных специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи детям, подчеркивается важное значение музыки для коррекции различных, имеющихся у них нарушений. Л.В. Вытогский отмечал, что дети с проблемами развиваются по тем же законам и использование музыкальных занятий весьма полезно для снятия мышечного и психического напряжения.
Интересны исследования французского- врача Альфреда Томасиса, выведенные им относительно влияния музыки на мозг человека. Следуя его теории, музыка заряжает мозг и улучшает интеллект, а клетки мозга -маленькие батарейки, которые заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков. Музыка концентрирует внимание, улучшает память и способствует улучшению чтения. «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но, и чтобы питать энергией разум и тело».
В коррекционной психологии особенно интересен подход Карла Кенинга: лишь при активном включении ребенка в процесс музицирования (пение, игра, движение), можно добиться положительных результатов. С одной стороны, у ребенка повышается интерес к самому процессу, улучшается эмоциональный фон. С другой-происходит лечебный процесс, воздействующий на психосоматические процессы.
Нельзя обойти стороной и музыкально-педагогическую систему» Шульверк», немецкого педагога и музыканта К. Орфа, основанную на процессе музицирования»: «учимся, делая и творя». В обучении детей навыкам коллективного музицирования К.Орф выделяет пение, импровизацию, движение, игру на простейших ударных инструментах, что кроме эмоционального эффекта носит еще и развивающий характер: развивается мелкая моторика пальцев, происходит компенсация моторики артикуляции. Иными словами, развивается речь. (Концепция Н.А. Берштейна» Уровни построения движения»).
На уроках музыки и пения наиболее полно предоставляются благоприятные возможности для работы с обучающимися с РАС. Музыка становится не просто развлечением, она участвует в жизни, помогает становлению личностных качеств и с ее помощью решаются вопросы коррекции и реабилитации. Потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая у таких детей не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью.
Положительную роль в психотерапевтической работе с «особыми» детьми играет вокалатерапия. Пение помогает развитию речи, образного мышления, электрическая активность мозга стабилизируется. Благодаря пению существенно повышается эмоциональный статус обучающегося.
Ситуация «успеха» значительно повышает самооценку, что, в свою очередь, благотворно сказывается на общем состоянии детей. Это происходит за счет того, что замедляются альфа-ритмы мозга, вызывая состояние комфорта и уюта.
Психологические исследования доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с РАС в музыкальную деятельность. Музыка благотворно влияет умственные и физические процессы, совершенствуются двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. Улучшается общий эмоциональный фон. Музыкотерапия, в сочетании с другими формами коррекционной работы, активно используется в общеобразовательных учреждениях.
Очень важно в коррекционной работе с обучающимся с РАС использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности в структуре урока. дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности.
Существенной частью уроков музыки являются музыкально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые обучающимися с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации. культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Результаты музыкально-коррекционных занятий помогают детям с аутизмом улучшить свои навыки в таких областях, как коммуникация, социализация, моторика.
Реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности помогает преодолеть у обучающихся неадекватные форм поведения, снять эмоциональное напряжение, осуществить коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.