Технология групповой деятельности на уроках технологии в начальной школе.
С статье представлены теоретические основы и процесс использования технологии групповой деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Групповая деятельность - деятельностный метод системы развивающего обучения.
Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельно найти способы решения задач.
«Технология групповой деятельности
на уроках технологии в начальной школе»
Учитель начальных классов: Тихойкина Татьяна Анатольевна
МБОУ СОШ №8 г.Шахты Ростовская область
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А.Сухомлинский
В условиях введения ФГОС нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, раскрывались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Групповая деятельность — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Разработчики групповой работы считают, что технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.
Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать вклад каждого ученика, а также работу всей группы в целом.
Теоретические основы использования технологии групповой деятельности на уроках технологии в начальной школе
На уроках технологии в начальной школе применяется технология групповой деятельности. Эта технология требует временного разделения на группы (4-8 человек). Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Групповая технология предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. При групповой деятельности на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны других учеников. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственно взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии на уроках технологии, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе работы, которая организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Групповая деятельность - деятельностный метод системы развивающего обучения
Задача состоит в том, как организовать урок, чтобы разные по уровню умений, навыков, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
становление личности младшего школьника;
раскрытие его индивидуальных возможностей и творческих способностей.
Преимущества групповой формы работы:
1.Происходит резкое повышение интереса к творчеству, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности в работе.
2.Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
3.Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их работы).
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельно найти способы решения задач.
Процесс использования технологии групповой деятельности на уроках технологии
Метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, поэтому хорошо начать урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу, например: «Как сделать ажурный шар?»
Учащиеся внимательно рассматривают ажурные шары в готовом виде, а лучше усложнить, показав изображение фотографии изделия, чтобы дети попытались представить себе в объемном виде. Подумав, они должны ответить, каким образом выполнены шары. Важно, чтобы дети поняли, что такие шары состоят из нескольких элементов, каждый из которых представляет собой круг с прорезями. Важно, чтобы дети поразмышляли, пофантазировали и пришли к верному заключению.
Только после этого можно показать им готовое изделие, дать подержать в руках, рассмотреть получше. Далее ставится практическая проблемная ситуация: как получить круг?
Учащиеся вспоминают при помощи чего можно начертить круг (циркуля). Вспоминают, чем отличаются круг от окружности, что такое диаметр и радиус. А потом уже приступают к выполнению изделия в группах. Но сначала учитель делит класс на группы. Желательно, чтобы в одной группе собрались дети, имеющие разные уровни владения материалом, чтобы более успевающие учащиеся могли помогать отстающим.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Ученик достигает критерии успешности как:
- рост мотивации учащихся;
- групповая сплоченность;
- развитие коммуникативных навыков;
- интерес к отдельным видам деятельности;
- развитие исследовательских навыков, творческих способностей, критического мышления.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.
В основе групповой работы на уроках технологии лежит принцип вовлечения участников образовательного процесса в конкретную практическую деятельность по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда на основе знаний, умений и навыков, полученных, в том числе, и в других предметных областях.
Школьники учатся воплощать в жизнь идеи, способные развивать собственные творческие способности, а вместе с ними и процесс производства в целом. Групповая работа позволяет отказаться от формального обучения школьников умениям и навыкам, и перейти к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностно-значимого результата.
Работа в группах развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, дает возможность учащимся приобретения жизненно необходимых знаний и умений. В процессе коллективной работы формируются коммуникативные и организационные навыки.
Заключение
Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
Основными целями групповых технологий является обеспечение активности учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания.
В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и контролировать знания.
Использование технологии групповой деятельности на уроках помогает решить следующие задачи:
1. Повысить мотивацию и активизировать познавательную деятельность.
2. Развить навыки самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач.
4. Улучшить психологический климат в классе.
И в заключение хотелось бы сказать, что для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс, не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе. Дополнительные затраты времени на подготовку полностью
компенсируются удовлетворением от результатов своей работы, т.к. повышается успеваемость и познавательная активность обучающихся. Слабоуспевающие ученики ощущают доброжелательную поддержку со стороны сверстников и сочетают ее с возможностью проработать учебный материал в собственном темпе. Намечаются положительные сдвиги в самооценке ребенка. Нередко между детьми устанавливаются хорошие отношения. Но самое главное – ребенок находится в комфортной
психологической ситуации, а в связи с ухудшающимся здоровьем детей, это
немаловажно.
В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог сказал: “Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”.
Успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности. Успех достается потом и кровью. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А. Сухомлинский.