Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. В данной работе описывается использование технологии кейс-стади на уроках литературного чтения в начальной школе.
Технология кейс-стади на уроках литературного чтения
в начальной школе
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. В данной работе описывается использование технологии кейс-стади на уроках литературного чтения в начальной школе.
Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Кейс-метод развивает:
- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);
- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);
- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);
- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);
- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
Работа с кейсом проходит по следующим этапам:
Этап 1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Этап II. Выделение основной проблемы (проблем) и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
Этап III. Предложение концепций или тем для мозгового штурма.
Этап IV. Анализ последствий принятия того или иного решения.
Этап V. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедшие в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке литературного чтения:
Кейс «Лисица и виноград»
Предмет: литературное чтение, 3 класс
Дидактическая линия: «Человек и природа»
Тема: Эзоп. Лисица и виноград
Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя при встрече с лисой.
Понятия, проверяемые данным кейсом: правила безопасности при встрече с диким животным.
Проблема: как воспитать у детей чувство самосохранения при их природной любознательности.
Ситуация. Знакомство с басней Эзопа «Лисица и виноград». Анализ произведения. На этапе осмысления информации учитель сообщает о том, что в окрестностях села появилось много лис. Это подтверждают охотники.
Фон ситуации.
Что едят лисы?
Лиса практически всеядна.
Хоть лисица и является хищником, но все же рацион ее состоит из самой разнообразной пищи. В каких бы условиях не оказалась лиса, у нее всегда получится найти себе еду и приспособиться к окружающей среде и деятельности человека. При этом они проявляют удивительную настойчивость и изобретательность.
Рыжие хищницы
Лисы не ограничивают себя каким-либо одним блюдом, они могут питаться животными более трехсот различных видов. Основную часть рациона составляют мышки-полевки, суслики и другие мелкие грызуны. Поэтому считается, что лисицы приносят существенную пользу для сельского хозяйства, уменьшая численность вредителей.
Намного реже удача сопутствует лисе в охоте на дичь покрупнее, таких как зайцы. Зайцы занимают маленькую долю в питании лисиц, хотя хищницы не упускают случая полакомиться длинноухими и достаточно часто ловят зайчат. А когда наступает заячий мор, то не брезгуют и трупиками.
Меньшую роль по сравнению с грызунами в питании лисицы играют птицы, хотя лиса никогда не упустит случая поохотиться на любую слетевшую вниз птицу как мелкую, так и крупную, не обходит стороной и кладки яиц, маленьких птенцов, разоряет гнезда.
Не мясом единым
Живя вдоль рек, они сезонно кормятся рыбой лососевых пород, которую выбросило на берег после нереста. Лиса с удовольствием и ловко охотится летом на жуков и других насекомых и достаточно много их поедает. Этим лисы приносят большую пользу лесу и сельскому хозяйству: поедая майских жуков и их личинки, они держат количество жуков в пределах нормы. За майскими жуками очень любят гоняться лисята, оттачивая свои навыки и ловя любимое лакомство. Не упустит из виду лиса и зазевавшегося рыбака, а точнее – его сети с рыбкой.
Наконец, лисы за неимением лучшего не брезгуют различной падалью, а в голодное время — и всякими отбросами. Тогда их можно видеть роющимися около мусорных ящиков, помоек.
И на десерт
Растительной пищей питаются практически все лисицы, особенно на южных территориях. Когда плоды уже практически созрели, лисица очень часто навещает фруктовые сады и виноградники, чтобы полакомится сладкими грушами, сливами, виноградом и другими ягодами. Она может аккуратно снять ягоду малины, выбрав самые спелые ягоды. Лиса обязательно проберется на бахчи, чтобы полакомиться сладкой и спелой дыней или арбузом.
Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию.
После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.
Вопросы:
Чем питается лиса?
Действительно ли
лиса ест виноград?
В
нашем селе
выращивают
виноград?
Мы можем встретить лису?
Опасна ли для нас встреча с лисой?
Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.
Осторожно, лисы!
Лисы представляют опасность для человека, так как могут быть источником инфекции – бешенства. Слюна лисиц обладает высокой проницаемостью и содержит большое количество вируса. Бешеная лисица забегает в поселки, залезает в сараи, кусает скот, дерется с собаками. Она может выйти на дорогу и стоять, не обращая внимания на людей. Но если к ней подойти, почти всегда бросается на человека. Необходимо знать, что слюна животных становится заразной уже за 10 дней до проявления болезни. Поэтому, если вас укусило животное, ни в коем случае нельзя его убивать в течение ближайших 10 дней, т. е. срока, необходимого для ветеринарного наблюдения. Если на протяжении этого времени животное остается здоровым, прививки против бешенства не проводятся. В организм человека вирус бешенства попадает при укусе, либо осложнении больным бешенством животным через рану или микроповреждения кожи, реже — слизистой оболочки.
Помните! Если Вас укусило какое-либо животное — немедленно обращайтесь в ближайшее медицинское учреждение. Избегайте лишнего соприкосновения с дикими и безнадзорными домашними животными.
На этапе «Решение кейса» заслушивается предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий при встрече с лисой.
Следует выделить следующие основные достоинства кейс-технологии:
младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса; опыт и знания детей п
ри обучении служат источником их
взаимообучения
и взаимообогащения;
весь кла
сс вкл
ючае
тся в процесс познания; совместная деятельность в освоении учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
младшие школьники, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения;
создается «ситуация успеха» для каждого ребенка, так как дети чувствуют себя свободно.