На данный момент уже обозначены приоритетные пути развития системы образования, такие как организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте ФГОС ДО, психолого-педагогические технологии реализации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС нового поколения (общего и профессионального образования), психолого-педагогические технологии работы с одаренными детьми; принципы, подходы, технологии в дополнительном образовании и мн. другие.
Остановимся более подробно на дополнительном образовании, так как именно эта форма образования вызывает сегодня очень много разногласий именно по использованию педагогами современных педагогических технологий: метода проектов, технологии проблемного обучения, коллективного способа деятельности и др., так как именно на них и строится современная образовательная модель.
Как показывает практика, каждая из выше перечисленных технологий имеет место и в дополнительном образовании. Особенно технология проблемного обучения.
Анализ педагогической литературы показал, что определений проблемного обучения много, но мы остановимся на одном из них. Технология проблемного обучения - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Брушлинский А.В. (Психология мышления и проблемное обучение1983г).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: ГИТАРА»
Харченко В.В., педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества», г. Когалым
На данный момент уже обозначены приоритетные пути развития системы образования, такие как организация и технологии образовательного процесса в дошкольном образовании в контексте ФГОС ДО, психолого-педагогические технологии реализации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС нового поколения (общего и профессионального образования), психолого-педагогические технологии работы с одаренными детьми; принципы, подходы, технологии в дополнительном образовании и мн. другие.
Остановимся более подробно на дополнительном образовании, так как именно эта форма образования вызывает сегодня очень много разногласий именно по использованию педагогами современных педагогических технологий: метода проектов, технологии проблемного обучения, коллективного способа деятельности и др., так как именно на них и строится современная образовательная модель.
Как показывает практика, каждая из выше перечисленных технологий имеет место и в дополнительном образовании. Особенно технология проблемного обучения.
Анализ педагогической литературы показал, что определений проблемного обучения много, но мы остановимся на одном из них. Технология проблемного обучения - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Брушлинский А.В. (Психология мышления и проблемное обучение1983г). (3)
Проблемное обучение в общем образовании или дополнительном не меняет роли: в основе стоит постановка педагогом или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. Проблемное обучение может использоваться как элемент занятия, на его основе может быть организовано изучение даже целой темы. (1).
В процессе проблемного обучения формируются и развиваются знания, способности и умения учащихся:
Способности идентифицировать важные проблемы; более широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с различными областями знания.
Процесс аргументации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений.
Общеучебные умения необходимые для становления
учащегося
как самостоятельного субъекта обучения; ответственность за процесс и результат работы.
Умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем.
Умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом
.
(2)
В данной работе обобщим опыт по применению технологии проблемного обучения на занятиях по обучению игре на шестиструнной гитаре. На занятиях обучаются учащиеся возрастом от 9 до 14 лет, в таком
возрасте ребятам все интересно. Но одной заинтересованности и желания мало, для этого необходимо поэтапно формировать универсально-учебные действия учащихся в обучения игры на гитаре. Естественно в начале обучения будут возникать трудности, не будет хватать первичных навыков (с первых занятий учащиеся уже хотят играть на гитаре), но сами понимают, что это крайне сложно. Педагогу надо выстроить процесс обучения таким образом, чтобы это весь этот процесс шел постепенно через решение проблемных ситуаций приближенных к опыту учащихся. В этом и состоит педагогическая ценность технологии проблемного обучения.
Но педагог должен осознавать как правильно формулировать и задавать приемы постановки проблемных задач, так как именно от них и будет зависеть дальнейший ход занятия.
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях. Приведем в качестве примера несколько приемов, организации проблемной ситуации на занятиях по обучению игры на шестиструнной гитаре по теме «Настройка гитары».
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением группе противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека.
Например, берем два термина лад и тональность. С одной стороны они похожи, (в обоих присутствует мажор и минор). Но с другой стороны это две разные структуры. И поэтому в таких случаях нужно детально разбираться, предоставлять учащимся факты, при этом учитывать мнения и позицию каждого учащегося. В итоге, склоняясь к фактам, теориям и мнениям, решить проблему.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся группы создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
Например, один учащийся склоняется к одному из способов настройки гитары (гитарным тюнером). А второй учащийся склоняется к настройке на слух. Возникает столкновение мнений, которые нужно проанализировать и выбрать подходящий способ.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание педагога создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Педагог должен объяснить учащимся, что настройка гитары необходима для дальнейшего обучения, по данной дисциплине, для занятий дома и так далее. Но педагог также должен сделать акцент на, то, что с первого раза ребята сами могут не настроить инструмент, а с помощью педагога, его наглядных примеров и алгоритмов, это будет сделать проще.
Кроме того, можно применять и другие: педагог:
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
При организации занятия с применением технологии проблемного обучения необходимо соблюдать следующую последовательность шагов: постановка проблемы; осознание, обсуждение проблемы; обсуждение того, что известно группе о проблеме; систематизация знаний, полученных при решении проблемы; полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой; фиксация решения или не решения проблемы.
Рассмотрим каждый шаг (этап) на примере технологической карты занятия по теме ««Настройка на слух шестиструнной гитары».
Постановка
проблемы.
Педагог
играет небольшой этюд на расстроенном и настроенном инструменте. Наблюдает реакцию учеников. Педагог интересуется у
учащихся
, почему два одинаковых инструмента звучат по-разному
.
Осознание, обсуждение
проблемы.
Учащиеся
обсуждают проблему в
микрогруппах
или парах.
Ученик замечает плохое звучание инструмента и приходит к выводу, что гитару надо настроить. Также при помощи полученной информации ученики формулируют тему занятия
.
Обсуждение того, что известно группе о
проблеме.
Проблема
переформулируется в задачи и конкретные действия
,
нужно настроить гитару
(найти информацию в определенных источниках, спросить, провести наблюдение или эксперимент
)
. Учащиеся знают
,
что нужно настраивать гитару, но
,
как и каким способом
,
не
представляют, начинают
вносить предложения
.
Систематизация знаний, полученных при попытке учащимися решить проблему, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Педагог показывает и объясняет настройку инструмента способом подтяжки струн с правильным алгоритмом (5 лад), акцентирует внимание именно на важности этого способа.
Учащиеся наблюдают за действиями педагога и фиксируют (на каком ладу настраивать, какой алгоритм применять, какую аппликатуру использовать).
Внимательно слушают педагога, записывают алгоритм настройки в тетрадь. Затем учащиеся пытаются (с помощью педагога) настроить гитару, одним из предложенны
х
педагогом способом.
Фиксация
решения или не решения проблемы
.
Учащиеся о
существляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель (настройка гитары), и результат (получилось ли правильно
настроить
гитару).
Занятие игры на гитаре как предмет эстетического цикла и дисциплина художественной направленности позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности учащегося. Для получения положительного результата педагогу необходимо овладеть технологией проблемного обучения и систематически применять ее на практике.
Данная технология помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача педагога – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка. (4)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21
Истратова О.Н.,
Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
Сай
pdo
-
mel
.
ru
.
Проблемно- диалогическое обучение. Мельникова Елена Леонидовна.