В статье раскрывается применение новой технологии сторителлинга в обучении дошкольников основам финансовой грамотности. Новая нестандартная технология позволяет оживить «сухой язык» экономики и финансов. Статья будет полезна воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций, реализующих программы экономического направления.
Одно из ведущих и актуальных на сегодняшний день направлений в дошкольных организациях — это финансовое просвещение детей. Ведь все малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада на данном этапе — донести до каждого воспитанника элементарные финансовые понятия, но в занимательной, игровой, а значит доступной форме. Играя ребенок осваивает и познает мир. Обучение, и воспитание, осуществляемое с помощью игры, это естественная деятельность для дошкольника.
Технология «сторителлинг» в обучении основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Лященко Е.В., заведующий
Гуптор И.С., старший воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29
с. Красный Октябрь» Белгородский район
Аннотация: в статье раскрывается применение новой технологии сторителлинга в обучении дошкольников основам финансовой грамотности. Новая нестандартная технология позволяет оживить «сухой язык» экономики и финансов. Статья будет полезна воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций, реализующих программы экономического направления.
Ключевые слова: Экономика, финансы, сторителлинг, дошкольники, развитие.
Storytelling technology in teaching the basics of financial literacy to preschool children.
Lyashchenko E.V.
Guptor I.S.
Abstract: the article reveals the application of the new storytelling technology in teaching preschoolers the basics of financial literacy. A new non-standard technology makes it possible to revive the "dry language" of economics and finance. The article will be useful to educators and methodologists of preschool educational organizations implementing economic programs.
Keywords: Economics, finance, storytelling, preschoolers, development.
Одно из ведущих и актуальных на сегодняшний день направлений в дошкольных организациях — это финансовое просвещение детей. Ведь все малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада на данном этапе — донести до каждого воспитанника элементарные финансовые понятия, но в занимательной, игровой, а значит доступной форме. Играя ребенок осваивает и познает мир. Обучение, и воспитание, осуществляемое с помощью игры, это естественная деятельность для дошкольника.
С 2021 года в нашем детском саду впервые была включена в Основную образовательную программу, в часть, формируемую участниками образовательных отношений Парциальная программа Шатовой А.Д. «Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет».
Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, мы наметили следующие этапы деятельности:
Первоначально проанализировав особенности образовательных игр, необходимо было выстроить систему работы по их организации.
Вторым этапом стал вопрос научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования.
И заключительный этап — это научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, например, покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д. На данном этапе оценить на сколько наши воспитанники готовы к использованию полученных знаний нам помогают наши родители.
Что бы добиться конечного результата нам необходимо подобрать доступные для детей формы и методы преподнесения информации.
В своей работе воспитатели нашего детского сада используют следующие методы обучения дошкольников финансовой грамотности- это игровые и словесные методы, наряду с традиционными технологиями педагоги активно внедряют в работу, изученную нами не так давно технологию «Сторителлинга», которая является не заменимым помощником при обучении детей основам финансовой грамотности.
Все педагоги, наверное, замечали в своей работе, что как бы ты не старался выразительно прочитать детям сказку или рассказ, они все равно отвлекаются и теряют к ней интерес. Изначально темы финансов, доходов и расходов мало привлекательны для детей, но вот придуманная воспитателем яркая и красочная история с действующими героями в сто раз усиливает впечатление ребёнка и надолго сохраняется в памяти.
Что же такое «сторителлинг»? Слово это произошло от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта. Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).
Так на основе этой технологии в нашем детском саду появилась сказочные герои «Рублик-бублик», «Свинка-копилка», «Кот-доход», «Гном-эконом».
Вместе с этими героями дети попадают в различные сказочные истории и многое узнают о мире финансов и экономики. Так, например, с Рубликом-бубликом, который нашел клад, но не мог понять, что с ним делать, если бы не встретил необычных друзей. Свинка-копилка не получила бы своё прозвище, а гном-эконом научил лесных жителей экономить.
Метод сторителлинга в развитии у детей дошкольников экономических представлений позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Сама технология проста в использовании главное здесь харизматичность педагога. От того как грамотно, ярко и правдиво он начнёт своё повествование, зависит восприятие и понимание того, о чём педагог желает рассказать.
Для достижения цели педагог может рассказывать истории от себя лично, от какого-то из героев, а может использовать готовый сюжет из любой знакомой ребёнку сказки. В группе детей 4-5 лет целесообразнее применять цифровой сторителлинг, сопровождать историю показом картинок, или презентаций. Хорошо в этом плане подходит «фланелеграф» на нем можно разместить целый сюжет истории, создать визуальную картинку происходящего.
Вне зависимости от того, какой вариант сторителлинга вы выбрали и с каким возрастом детей работаете, вы можете постараться вовлечь слушателей в свой рассказ, что однозначно добавит эффекта в ваше занятие. Это могут быть варианты, где воспитанники станут со-рассказчиками, например, добавить в рассказ педагога свои впечатления о посещении банка, или крупного супермаркета, а может быть полноправными создателями своей истории реальной или вымышленной.
Используя данную технологию при развитии финансовых представлений у воспитанников нам удалось привлечь к изучению данного вопроса и родителей. Приходя домой дети не только воспроизводили услышанную историю или сказку, но и использовали новые термины, например, могли сказать, что такое доход семьи, из чего он собран, уже внимательней стали подходить к вопросу экономии, и расхода денег.
Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами. А как известно ребёнок лучше запоминает то что ему близко для понимания. Изучив технологию сторителлинга и применив её на практике, мы поняли, что и экономика может быть интересна, понятна и занимательна.
Пример применения технологии сторителлинга, в сюжете придуманной совместно с воспитанниками старшей группы сказки о Рублике-Бублике. Где первое предложение было задано в качестве вводного педагогом, а дальше происходит совместное творчество, для педагога допустимо участие в придумывании истории, но косвенно, задавая вопросы, например, как выглядел человечек, что он любил, кто еще с ним жил, какой он был и др. Вот примерный результат такой деятельности:
«В одной загадочной стране жил очень необычный человечек и звали его Рублик-Бублик. Был он такой кругленький и блестящий. И любил он всё круглое и блестящее. И домик у него был очень необычный, он был похож на мешочек, а замочек был как две бусинки, и любил он свой домик ласково называть кошелёчек. Вместе с Рубликом-Бубликом в кошелёчке жили копеечки-феечки и банкноты. А больше всего жители домика любили играть в считалки.
Иногда в кошелёчке случалась неразбериха спорить начинали банкноты и копеечки-феечки кто из них важнее. А Рублик-Бублик все время всех успокаивал да приговаривал:
- Не шумите, не кричите, каждый из вас важен, без копейки нет рубля, ведь чтоб один рубль набрать, нужно сто копеек взять. Так что вам, друзья, друг без друга никак не обойтись, не даром говорят: копейка рубль бережёт.
На этом все жители кошелёчка успокаивались и переставали спорить.»
Список литературы
1. Аксенова Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. – 38 с.
2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015 – 89 с.
3. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2006 – 98 с.
4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2008 – 176 с.
5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005 – 254 с.
6. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 96 с.