Отрицательно окрашенные психологические состояния снижают эффективность работы, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, с друзьями, с семьей, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания».
Идрисова Софья Темерхановна
ГСКУ АО «СРЦ несовершеннолетних «Островок»
педагог-психолог
ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ – ПРОФИЛАКТИКА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».
Перенагруженность, переутомляемость, раздражительность - каждый день приходится сталкиваться с многочисленными отрицательно окрашенными эмоциями, все это требует от человека любой профессии потери эмоциональных и физических сил.
Отрицательно окрашенные психологические состояния снижают эффективность работы, повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, с друзьями, с семьей, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье, эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания».
По мнению психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако подобная экономия сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей и отношениях с другими людьми.
Проблема «эмоционального выгорания» актуальна для специалистов любой сферы. Многие из нас в той или иной степени были подвержены этому состоянию – состоянию, «когда все валится из рук», когда любая мелочь может вывести из себя. Существуют определенные признаки «эмоционального выгорания» которые делятся на физические и на эмоционально-поведенческие. Итак, признаки эмоционального выгорания:
1. Физические:
•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
•дрожь или нервный тик;
•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, диарея, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
2. Эмоционально-поведенческие:
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
Большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с «эмоциональным выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.
Специалисты нашего реабилитационного центра постоянно погружены в общество детей оказавшихся в трудной жизненной ситуациии, отдавая им все свое сердце, они не замечают, как их работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, все это ведет к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна.
Понимая значимость данной проблемы, и организуя психологическую помощь специалистам нашего реабилитационного центра по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, мною была начата работа, позволяющая определить наличие симптомов «эмоционального выгорания» у сотрудников нашего реабилитационного центра. Для этого я использовала «Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко». Данная методика позволяет выяснить, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Ведь, синдром эмоционального выгорания (по В.В. Бойко) можно условно разбить на три фазы:
I фаза – напряжение психологических защит личности
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода. Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.
II фаза – сопротивление психологических защит
Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения. В фазе сопротивления возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, сопереживание людям, способность поставить себя на место другого — и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.
III фаза – истощение
На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты. В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, приходят болезни тела. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т. д.
После проведения диагностики, выяснилось, что у опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания», а также характерны повышенный уровень тревожности и эмоциональной неустойчивости. Все это послужило основанием для разработки программы по профилактике «эмоционального выгорания» - «Все в твоих руках». Данная программа ориентирована на формирование навыков самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний, формирование способности быстро «сбрасывать» утомление и напряжение, создание общей атмосферы эмоционального благополучия, открытие творческого потенциала, повышение работоспособности и укрепление позитивного отношения к профессии. В основу программы положены различные методы и способы управления эмоциональным состоянием. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволило специалистам оценить и скорректировать эмоциональное состояние. В результате практические занятия помогли оказать эффективную психологическую помощь специалистам в укреплении психического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия, наши сотрудники овладели навыками саморегуляции.
Литература:
1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика. [Текст] / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. – 434 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Н. Е. Водопьянова – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.