Вопрос о профессиональном самоопределении у детей начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
«Тема: Введение дошкольников в мир профессий или ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Аннотация. Вопрос о профессиональном самоопределении у детей начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
«У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься? »
В.В. Маяковский
К сожалению заканчивая школу многие дети задаются вопросом: «кем я буду?». Но задаться им надо гораздо раньше - ещё в раннем возрасте.
Дети имеют недостаточное представление о мире профессий взрослых. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Чтобы решить эту задачу мы уже в раннем возрасте (2-3 лет) начинаем знакомить детей с профессиями. Для этого используем сюжетно - ролевые игры, отражающие труд взрослых, развиваем интерес к труду. В этом нам помогает наблюдение за трудом взрослых, беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий родителей на рабочем месте.
Систематическая работа по ознакомлению воспитанников с трудом взрослых, оказывает огромное влияние на развитие их социального опыта, воспитывает положительное отношение и уважение к труду и профессии.
Работа это очень кропотливая, усваивается детьми на протяжении долгих лет. Участниками этого проекта являются: воспитатели, дети и родители. Так как всё, с чем мы знакомим детей, мы доводим до сведения родителей.
Для того чтобы сформировать знания и представления о труде в доступном понимании дошкольников 2-3 лет мы, прежде всего, создаём развивающую среду: пополняем атрибутами сюжетно - ролевые игры «магазин», «больница», «парикмахерская», «гараж». Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Как говорил А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…». Эти слова являются ценными и актуальными на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. Так же, используем дидактические и настольные игры по рассматриваемой теме («что лишнее», «кто что делает», «чудесный мешочек» и т.д.). Рассматриваем дидактические картины, проводим беседы, например: «На приёме у врача», читаем художественную литературу, используем подвижные игры, тематические мероприятия - встречи с интересными людьми, разных профессий. При знакомстве с профессией врач, водим детей на экскурсию в медицинский кабинет детского сада, медицинская сестра рассказывала детям, что делает врач (слушает, смотрит горлышко, меряет температуру тела, дает лекарства и витамины, выписывает рецепт). Полученные знания дети используют в игровых ситуациях («Вылечи мишку»), при проведении беседы, «Чем нам помогает врач?» они уже сами начинают перечислять какую помощь врач оказывает больному.
Закрепляем полученные данные через художественно - эстетическое развитие. Например, на тему: «Помогаем доктору Айболиту вылечить медвежат», дети рисуют и лепят витамины и таблетки больным.
Получив необходимый «багаж» знаний малыши всё это закрепляют в самостоятельной деятельности. В сюжетно - ролевой игре «Лечим кукле Кате горло», выступают в роли врача, облачаясь в халат доктора, внимательно осматривают больное горлышко и предлагают принять микстуру.
В процессе знакомства детей с профессией не исключаем и роль родителей, просим их поинтересоваться у детей, что нового узнали малыши. И поделится с ребёнком рассказом о своей работе.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Таким образом, ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Таким образом, создание положительного отношения дошкольников к труду взрослых, повышение их интереса к трудовым действиям, к профессиям взрослых обогащает социальный опыт детей.