Теория и методика математического развития
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
группы ДО – 4з (2),
Клюева
Евгения Юрьевна
ПМ 03. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МДК 03.04. Теория и методика математического развития
Производственная практика
МБДОУ «Детский сад № 25»
(г. Дзержинск)
Возрастная группа: средняя группа
Дзержинск — 2019
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: Деление блоков по свойствам.
Возрастная группа: средняя
Форма совместной деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная) подгрупповая
Средства:
Наглядные: «Блоки Дьенеша» - геометрические фигуры, верёвочки, обручи – синий, красный, жёлтый.
Музыкальные: бубен
Цель: формирование умения классифицировать геометрические фигуры по трём свойствам – цвет, размер, форма.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение выделять свойства фигур.
Подвести к пониманию отрицания свойства.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения, отзывчивость, веру в свои силы.
Воспитывать умение работы в коллективе.
Воспитывать желание прийти на помощь.
Развивающие:
Развивать умение разбивать множество по одному свойству на несколько подмножеств.
Развивать умение производить логическую операцию «не».
Развивать инициативу и логическое мышление детей.
Этапы деятельности
(последовательность)
Содержание
деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей
Планируемый результат
1.Мотивация деятельности.
Ребята, посмотрите, у меня в коробке геометрические фигуры. Как узнать, хватит ли всем ребятам геометрических фигур? (надо посчитать, взять каждому по фигуре)
Возьмите каждый любую геометрическую фигуру.
Всем хватило фигур?
Остались ли ещё фигуры в коробке? (нет)
Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.
Дети пытаются отгадать, предлагая свои варианты.
Задание: как бы вы ответили на вопрос….,
Проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность, доброжелательность, сопереживание.
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в деятельности.
2 Поиск решения задачи, проблемы
Опишите свою фигуру.
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик».
Но посмотрите по сторонам, у нас нет ни одного домика, зато есть обручи и верёвочки.
Стимулирует детей к речевой активности. Выслушивает ответы детей.
Объясняет проблемную ситуацию. Мотивирует детей к деятельности.
Вступают в речевой диалог.
Каждый ребёнок рассказывает о своей фигуре с показом (форма, цвет, размер).
Проявляют речевую активность.
Проявляют любопытство, заинтересованность, сопереживание, желание помочь.
3. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение и решение задачи, проблемы
Что нужно сделать, чтобы начать игру? (построить домики для фигур)
Из чего могут быть домики для фигур?
1)Если мы сделали домики из обручей, как разделятся фигуры, по какому признаку? Сколько домиков получилось? (три – синий, красный, жёлтый)
2Как ещё мы можем разделить фигуры, по какому признаку? ...
Какие домики нужно построить для игры? Сколько домиков мы построим?
(4 домика – треугольник, круг, квадрат, прямоугольник – деление по форме)
3)деление по размеру (2 домика произвольной формы (тучка) – большой и маленький)
Создаёт ситуацию выбора. Стимулирует детей к речевой активности. Выслушивает ответы детей.
Создаёт игровую ситуацию. Мотивирует детей к деятельности.
Проводит игру 1 раз (деление фигур по цвету)
Проводит игру 2 раза (деление фигур по форме)
Проводит игру 1 раз (деление фигур по размеру.
Анализируют и выражают собственные суждения.
Предлагают варианты решения проблемы.
Проявляют интерес к заданию.
Активно вступают в игровое действие, выполняют игровые правила.
Выполняют задания в общем ритме: дети с фигурами по сигналу делятся на группы по заданному признаку (цвету).
Проверяется правильность выполнения задания. Дети подсказывают друг другу в случае ошибки.
Проявляют любопытство, заинтересованность, сопереживание, желание помочь.
Проявляют речевую активность.
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в деятельности.
Умеют подчиняться общим правилам и нормам.
4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.
Ребята, а если я построю два домика вот так, как разделятся фигуры? (круглый дом и дом с углами)
Выслушивает мнения детей.
Знакомит детей с отрицанием свойства (не круги).
Слушают внимательно
Сосредотачивают внимание, высказывают свои мысли.
Активно вступают в игровое действие, выполняют игровые правила.
Выполняют задания в общем ритме: дети с фигурами по сигналу делятся на группы по заданному признаку (круги – не круги).
Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи.
Испытывают положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.
5.Рефлексия. Самоконтроль.
Открытость
Ребята, скажите, с какими фигурами мы сегодня с вами играли? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
По каким признакам мы свами делили фигуры?
Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.
Вступают в речевой диалог.
Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.
Проявляют эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками.
Группа: средняя
ОД: математическое развитие
Тема: «Путешествие в страну Матеманию»
Цель: - закрепление полученных знаний: геометрические фигуры, цифры, счет в пределах 5; развивать воображение, мышление, внимание, мелкую моторику пальцев; воспитывать любовь и интерес к математике.
Задачи: обогащать знания о геометрических фигурах, развивать инициативу и логическое мышление, воспитывать умение работы в коллективе.
Оборудование: игрушка Вини-пух; изображения домиков; цифры от 1 до 5; символы геометрических фигур; 4 бочонка; письмо, коробочка.
Способы: Художественное слово, беседа, вопросы, игровые приёмы.
Этапы
Деятельность
воспитателя
Деятельность
детей
Организация
детей
Методы и
приемы
Мотивационно-проблемный
Сюрпризный момент
-Здравствуйте ребята, сегодня, когда шла к вам, я кого-то встретила. А кого вы сейчас догадаетесь сами:
«Наш гость летом ест ягоды и мед, а зимой спит в берлоге и сосет лапу.»
- Догадались, кто это?
- Правильно.
А вот и он сам.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Винни-Пух. Вы наверное меня узнали. Я очень люблю путешествовать, ходить в гости. А вы любите путешествовать?
- Тогда мыс вами отправимся в удивительную страну «Матеманию».
Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Садятся на стульчики.
-Это медведь
-да, любим
В игровой зоне
Словесный
Деятельностный
Исполнение динамической паузы
Показ иллюстраций
Показ иллюстраций
Выполнение задания
Дидактическая игра
Сюрпризный момент
-Приготовились, встали и повторяем за мной: Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
- Вот мы и перенеслись в страну «Матеманию».
-Садимся на стулья
- Ой, ребята, что это?
1, 2, 3, 4, 5
- А я знаю, знаю. В них живут цифры. Давайте их назовём.
- 1,2,3,4,5
- А теперь давайте внимательно рассмотрим их домики: цифра один живет в домике с окошком из цифры 1.
- цифра два живет в домике с окошком из цифры 2.
- цифра три живет в домике с окошком из цифры 3.
- цифра четыре живет в домике с окошком из цифры 4.
- цифра пять живет в домике с окошком из цифры 5.
-Обратите внимание на крыши домиков. Что там нарисовано?
1, 2, 3, 4, 5
- Количество точек соответствует цифре, которая живет в этом домике. Цифра 1 живет в домике с 1-й точкой.
-Цифра 2 живет в домике с 2-мя точками.
- Цифра 3 живет в домике с 3-мя точками.
- Цифра 4 живет в домике с 4-мя точками.
- Цифра 5 живет в домике с 5-ю точками.
- Вот однажды наши цифры друзья пошли гулять и забыли свои адреса. Помогите им, пожалуйста. Вам нужно посчитать точки и сопоставить с ними нужную цифру.
- Молодцы. Ну что пошли дальше? -
-Теперь давайте все вместе сядем на палас и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Положи и назови»
-Перед вами 4 бочонка из-под меда.
Они пустые. На них изображены геометрические фигуры. Вам нужно взять геометрические фигуры и положить их в нужный бочонок.
-Давайте проверим: треугольники в бочонке с изображением треугольника…(аналогично с квадратом, кругом и прямоугольником)
-Молодцы ребята!
Теперь мы можем продолжить наше путешествие по стране «Матемания».
- Но что это. На пути у нас опять преграда. Давайте узнаем, что там случилось?
- Ребята, пройдем и встанем вокруг стола.
-Что вы видите на столе?
-Правильно, это коробочка, а давайте ее откроем?
-Что здесь?
-Правильно цифры и письмо. Давайте откроем письмо?
Воспитатель открывает письмо и читает: «Это письмо пишет вам лучший друг Винни-Пуха - Пятачок! Я все занятие наблюдал за вами и мне понравилось как вы выполняете задания. Это для вас сегодня последнее задание. Вам необходимо разложить цифры от 1 до 5 и в обратном порядке от 5 до 1 и проговорить каждую цифру. Всем удачи!»
-Ребята вам понятно задание?
-Тогда давайте приступим!
-Молодцы!
-проходим и садимся на стулья
Дети повторяют движения за мишкой
Дети сели на стулья
-Это домики
-дети считают: 1, 2, 3,4, 5
Дети рассматривают домики
- Точки.
Дети слушают и рассматривают домики
(Ребята считают точки и сопоставляют количество и цифру).
-да
Каждый ребенок берет себе геометрическую фигуру, проговаривает ее вслух и кладет в нужный бочонок
-давайте
Дети проходят и становятся вокруг стола
-коробочку
-давайте
Дети вместе с воспитателем открывают коробку
-цифры и конверт
-давайте
Дети слушают послание Пятачка
-да
Дети принялись выполнять задание, каждый ребенок разложил цифры и повторил их вслух.
Дети сели на стулья
В центре группы
В игровой зоне
На стульях
В игровой зоне
Вокруг стола
Наглядный
Словесный
Беседа
Наглядный
Словесный
Беседа
Практический
Словесный
Объяснение
План прогулки с математическим содержанием с детьми средней группы
ЦЕЛЬ: Обобщение элементарных математических и экологических представлений.
ЗАДАЧИ: закрепить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); развивать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку; сравнивать по величине, длине, цвету.
Закрепить знания о грибах, ягодах, овощах и о месте их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, учить обращать внимание на ее красоту.
ОБОРУДОВАНИЕ. Три ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой - дом Круга, на третьей – дом Треугольника. Две ленты: длинная красного цвета, короткая - синего цвета. Плоскостные изображения грибов, лесных ягод, овощей. Три дощечки разной длины. Синие ленты – «река».
Раздаточный материал. Муляжи помидор разного размера, две тарелки: большая и маленькая; квадрат из бумаги, разрезанный на три-четыре части. Три зеленых треугольника разного размера. Цветы из картона разного цвета и размера.
ХОД ДОСУГА
Воспитатель. Сегодня мы пойдем в гости к нашим друзьям - геометрическим фигурам. А пойдем мы по длинной дорожке. (Держу в вытянутых руках красную и синюю ленты.)
Какая из двух дорожек длинная - красная или синяя? (Красная.)
Раскладываю красную ленту: один ее конец - около ног детей, другой – ведет к полянке. (Включается аудиозапись «звуки природы»)
Посмотрите, сколько здесь разных деревьев - и высоких, и низких.
Настя, какое это дерево? (Высокое.)
А какого оно цвета? (Зелёного.)
Никита, эта ёлочка какая? (Низкая и зелёная.)
Дети, полянка какая? (Круглая, зелёная.)
Правильно. Только на ней нет цветов. Давайте украсим её. (Раздаёт большие и маленькие цветы из цветной бумаги.)
Аля, у тебя какой цветок? (Маленький.)
А по цвету? (Красный.)
Сколько у тебя цветов? (Один.)
Настя, а у тебя? (У меня один цветок - большой и синий.)
Теперь украсьте полянку цветами. (Дети раскладывают цветы)
Сколько стало цветов на полянке? (Много.)
Красивая у нас получилась полянка! Дети подходят к ширме, на которой изображен дом Круга.
Воспитатель. Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, кто в нем живет? (Круг.)
Как вы догадались? (Ответы детей)
Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали. Стучу в дверь дома, из-за ширмы выходит Круг (взрослый).
Круг. Здравствуйте, дети!
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети. Круг.
Круг. Дети, хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я сегодня на огороде собрал много помидор. Посмотрите. (Показывает.)
Сколько их? (Много.)
Они одинаковые? (Нет разные. Большие и маленькие.)
А какого цвета они? (Красные.)
Мне надо эти помидоры разложить на тарелочки: большие на большую, а маленькие на маленькую. (Дети раскладывают.)
Круг. Спасибо. За это я помогу найти дорогу к моему другу Квадрату. Вам нужно перейти через ту речку.
Воспитатель. До свидания, Круг. Благодарю Круга, дети прощаются с ним.
Воспитатель. (Подводжу детей к двум лентам, выложенным параллельно одна другой. Включается аудиозапись «звуки реки») Вот и река. Как же нам пройти? Можем мы ее перепрыгнуть? (Нет.)
Почему? (Река широкая.)
Значит, нам надо построить мост. Вот лежат дощечки, нужно выбрать самую длинную, и проложить мостик через речку. (Дети выполняют и проходят по нему.)
Проводится физкультминутка. (Под музыку.)
Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
Сложенные ладони к левой щеке, к правой.
Качаем поднятыми вверх руками.
Подняли руки вверх, потянулись.
Качаем поднятыми вверх руками.
Качаем раскрытыми в стороны руками.
Закрыли лицо руками.
Качание туловища влево-вправо.
Прыжки на месте.
Хлопаем в ладони.
Наклоны вперед.
Приседаем.
Встали, спрятали руки за спину.
Подходят к ширме с изображением дома Квадрата.
Воспитатель. Вот мы пришли к домику. Как вы думаете, кто живет в нем? (Квадрат.)
Сейчас проверим. Стучит в дверь дома. Из-за ширмы выходит Квадрат (взрослый).
Квадрат. Здравствуйте, дети!
Каждый угол мой прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам себя представить рад!
А зовут меня?
Дети. Квадрат.
Квадрат. Спасибо, что вы пришли. Может быть, вы сможете мне помочь? Мы с друзьями-квадратами так много играли, бегали и прыгали, что некоторые из них рассыпались на части. Помогите их собрать. Дети собирают квадраты, разрезанные на три-четыре части.
Квадрат. Спасибо за помощь. До свидания. Дети прощаются с ним. Дети попадают на полянку, где разложены изображения грибов, лесных ягод, овощей.
Воспитатель. Посмотрите, все ли здесь правильно? Что не растет в лесу? Дети перечисляют и убирают изображения овощей.
Воспитатель. Посмотрите, а это чей домик? (Треугольника.)
Сейчас узнаем. Стучит в дверь дома. Из-за ширмы выходит треугольник (Взрослый).
Треугольник. Здравствуйте, дети!
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
Узнали меня?
Дети. Треугольник.
Треугольник. Я рад, что вы пришли ко мне. Мне нужна ваша помощь! Вокруг этой поляны росло много елок. Но их кто-то срубил. Осталась только одна. (Обращает внимание детей на полянку, где одна елка).
Бедному зайчику даже негде спрятаться от волка. Давайте посадим елочки. Нужно из трех треугольников собрать елочку. (Дети выкладывают на полу елки из трех треугольников.)
Молодцы! Теперь волку зайца не найти.
Треугольник. А вы знаете, зайчата играли в лесу и порвали свои шорты и юбочки. (Показывает шорты и юбки из картона.)
Как их нам зашить?
Воспитатель. Не переживай Треугольник, мы тебе поможем. Дети, давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и на шортах?
Дети. На треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель. Правильно. Треугольник кладёт шорты и юбочки на столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку, он поставил и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Треугольник. Вот зайчата будут рады! До свидания. Дети идут дальше.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Как хорошо мы провели время в лесу, совершили много добрых и полезных дел. Каких? (Посадили елки, цветы, проложили мост через реку, помогли зайчатам). Нам геометрические фигуры передали подарки (по выбору воспитателя)
Структура дидактической игры: «Найди свой домик»
1. Дидактическая задача
закрепить представления о геометрических фигурах;
2. Игровая задача
упражнять в нахождении предметов определённой формы
3. Игровые действия
отгадать загадку о геометрических фигурах
4. Игровые правила
по звуку бубна, дети должны найти свои домики