Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

типы взаимодействия ДОО с родителями, законными представителями.. Работа №315097

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье приводятся типы взаимодействия ДОО с родителями, законными представителями.  И поднимается вопрос о выборе подходящего типа взаимодействия для каждого педагога индивидуально с учётом множества компонентов. Рассмотрены условия наиболее успешного взаимодействия, а так же негативные факторы влияющие на процесс воспитания детей. Каждому педагогу так или иначе приходилось с талкиваться с проблемой взаимодействия с семьёй воспитанника и от того кокой вид общения будет выбран, будет зависить успех общего дела воспитания.

Работа:

Муниципальные педагогические чтения

Руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО гаяногорск

«Развитие современного образования в единстве теории и практики»

Взаимодействие ДОО с родителями, законными представителями, как залог успешного воспитания детей.

Полянская Елена Николаевна

МБДОУ д/с №20 «Дельфин» гаяногорск

 

Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляются преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений.

В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. Зачастую родители затрудняются в выборе методов и средств воспитания, перекладывая всю ответственность за формирование личности на детский сад и школу, недооценивая при этом роли семьи, ее ценностей. Педагогический потенциал семьи используется не в полной мере, и оказать педагогическую помощь родителям призваны профессионалы — педагоги ДОО посредством взаимодействия.

Взаимодействие ДОО с семьей — проблема далеко не новая, оно имеет свою историю и пришло на смену педагогическому просвещению родителей. Но и в настоящее время проблеме уделяется немало внимания.

На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что зафиксировано в Федеральном законе «об образовании в российской Федерации». В ст. 44 Закона сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) взаимодействие с родителями (законными представителями) названо важным психолого-педагогическим условием реализации программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Типы взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей (законных представителей) обучающихся — разновидность социального взаимодействия, в полной мере соответствующая всем его механизмам. Взаимодействие с родителями детей начинается с взаимного восприятия. Внешность, мимика и микро мимика, стиль одежды, речь и особенности ведения диалога, — все это и многое другое создают у участников взаимодействия некую первичную картину, на основе которой в дальнейшем может выстраиваться весь процесс взаимодействия. Психологи предостерегают, что первое впечатление не всегда может дать объективную картину, есть множество стереотипов, барьеров общения, а также существующих только здесь и сейчас состояний и эмоций, которые могут помешать объективному восприятию.

Следует отметить, что педагоги и родители в ситуации сотрудничества заинтересованы в достижении взаимопонимания, проявляют уважение друг к другу и интересам каждой стороны. Методом их сотрудничества выступает диалогическое общение, в котором важны желания и переживания всех сторон. Педагоги и родители активно ищут совместные и наиболее эффективные пути решения стоящих задач, осуществляют планирование, распределяют совместно точки приложения сил с учетом реальных возможностей каждого.

Диалог  как форма взаимодействия достаточно близок сотрудничеству. Здесь также присутствуют субъект-субъектное общение, безоценочное принятие друг друга, нацеленность на достижение общего позитивного результата. Основным отличием, как указывают специалисты, является отсутствие осознанности сторонами общих целей. Каждая из сторон может видеть собственные цели, но быть направленной на общий результат. В диалоге важны равенство позиций, признание без критики взглядов и установок другого, стремление к эффективности взаимодействия, поиск эффективных путей достижения результата.

Соглашение в психологии рассматривается как договоренность сторон об их позициях, выполняемых ролях, функциях. В контексте данной ситуации педагоги и родители осознают необходимость договориться и выстраивать совместные действия. Благополучие ребенка и его успешность являются здесь тоже ведущими мотивами. Поэтому стороны, с четким пониманием возможностей и потребностей друг друга, приходят к соглашению о том, какие внутренние и внешние действия будет совершать каждый, какая «территория» неприкосновенна.

Встречается и другой тип, гораздо менее эффективный, — индифферентность. В данном случае стороны также выступают субъектами взаимодействия, но их цели и задачи различны. Основная характеристика индифферентного общения — равнодушие. И педагоги, и родители участвуют в совместной деятельности по формальному признаку, абсолютно безучастны к происходящему. В качестве примера можно привести формальное проведение родительских собраний. Педагог организует его, поскольку это есть в плане его работы. На собрании дается общая информация, которую можно было бы донести и в письменном виде через информационно-коммуникационные формы общения. Родители приходят на собрание также формально, поскольку выполнение социальной роли родителя предполагает их посещение, при этом на собрании родитель может просто безучастно сидеть, ожидая окончания мероприятия, или быть погруженным во внутреннюю (или даже, благодаря современным гаджетам, внешнюю) деятельность. Индифферентность не всегда бывает двухсторонней. Иногда она проявляется только с одной стороны и в этом случае достижение положительных результатов осложнено.

Следующие типы взаимодействия — опека и подавление — характеризуются, прежде всего, субъект-объектным характером взаимодействия. При опеке одна из сторон — потребитель, а вторая — передатчик. Здесь формируется потребительская позиция опекаемых. Односторонне-потребительская позиция характеризуется отсутствием общей осознаваемой цели, неготовности вкладываться во взаимоотношение. Подавление — тип взаимодействия, в котором одна сторона оказывает давление на другую, вынуждает к пассивному подчинению. Подавление может быть явным, но, если говорить о взаимодействии педагогов и родителей, чаще всего оно носит скрытый характер. Основными методами выступают указания и предписания, требования. Подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, возникновению отрицательных эмоций, а в дальнейшем часто к конфронтации.

В процессе работы воспитателю приходится примерить на себя все виды общения и от того на каком он остановится во многом будет зависеть результат его работы. Успешное взаимодействие с семьей воспитанников особенно актуально, если у детей имеются проблемы в развитии. Выбирая тип взаимодействия мы, во многом определяем будущие отношения в группе, формируем климат коллектива, а значит и успешность своей работы. Педагогу в любом случаи придётся взаимодействовать с родителями своих воспитанников и каждому придётся выбрать комфортный вид отношений, главное чтобы эти отношения стали гармоничными и были направленны на достижение результатов гармоничного развития детей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×