дети старшего дошкольного возраста уже овладевают произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными.
К 6-летнему возрасту могут быть сформированы основные элементы волевого действия — постановка цели, принятие решения, составление плана действия и его выполнение, проявление волевых усилий для преодоления препятствий и оценка результата. Каждая из указанных стадий требует от ребенка согласованности различных видов активности: самостимуляции, саморегулировании всех свойств и характеристик внимания.Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста (Баскакова Л.И.). Также дело обстоит и со свойствами внимания, «которые реализуются в большей или меньшей степени разными морфофункциональными структурами мозга, гетерохронность созревания которых приводит к разному времени начала, разному темпу изменений и разному времени окончания их развития» (Рутман Э.Н.)
Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте.
Л.С. Выготский подчеркивает наличие общих закономерностей развития внимания у детей дошкольного возраста. Известно, что возрастные характеристики процесса внимания у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-либо внимание, он начинает использовать определенные способы, усваиваемые то взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, который характеризуется произвольностью, опосредованностью.
Хотя дети старшего дошкольного возраста уже овладевают произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые оказываются для них интеллектуально значимыми, например, на играх-головоломках и т.д. (В.С.Мухина).
К 6-летнему возрасту могут быть сформированы основные элементы волевого действия — постановка цели, принятие решения, составление плана действия и его выполнение, проявление волевых усилий для преодоления препятствий и оценка результата. Каждая из указанных стадий требует от ребенка согласованности различных видов активности: самостимуляции, саморегулировании всех свойств и характеристик внимания.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста (Баскакова Л.И.)[1]. Также дело обстоит и со свойствами внимания, «которые реализуются в большей или меньшей степени разными морфофункциональными структурами мозга, гетерохронность созревания которых приводит к разному времени начала, разному темпу изменений и разному времени окончания их развития» (Рутман Э.Н.)[21].
Объем внимания. Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей старшего дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существеннее значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание ребенка. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание старших дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и, прежде всего применение каждой, ее назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные[4]. Если у ребенка 4-5 лет превалирует своего рода естественный отбор предметов, которые привлекают внимание, то у детей 5-6 лет все большее значение приобретает осознанный, произвольный выбор борющихся между собой раздражителей.
Дети старшего дошкольного возраста значительно чаще и легче, чем младшие, воспринимают слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания детей.
Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяют процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают все больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.
Начав самостоятельно действовать, ребенок все чаще нуждается в помощи взрослого, в его указаниях, объяснениях, одобрении. Особенно увеличивается роль речи как объекта внимания ребенка, когда дети сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Поскольку свои требования взрослые подкрепляют оценкой, эти требования приобретают сигнальное значение, выделяются и попадают в положение доминантных (В.А. Горбачева, Д.Б. Годовикова, З.Н. Борисова).
У четырех-, шести летних детей объем внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме и лесе). Ребенок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии (Люблинская А.А.).
Качественные изменения, происходящие в дошкольном возрасте все-таки, характеризуют объем внимания как малый. Даже у 6-леток объем внимания недостаточен, особенно при распознавании сложных и малоразличимых объектов (букв, цифр, знаков, рассказов, картинок), что ведет к ошибочному узнаванию (И.Л.Баскакова).
Дети до 6-летнего возраста не могут одновременно воспринять два раздражителя в пробе «лицо-руки» (одновременное прикосновение к правой щеке и левой руке): ощущение прикосновения к лицу блокирует прикосновение к руке. Однако если ребенку сказать, что было два прикосновения, то он может воспринять оба (П.Массен).
Физиологическая узость объема внимания связана с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, а также такой их возрастной особенностью, как дробность (Баскакова Л.И.).
Концентрированность внимания. Концентрированность внимания интенсивно увеличивается на протяжении всего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте она связана с мотивационной сферой ребенка, и, прежде всего со значимостью отражаемых объектов. Внимание детей старшего дошкольного возраста может быть довольно концентрированным, но при этом остается малоустойчивым. У детей этого возраста при концентрации внимания по прежнему отсутствует четко выраженная пограничная зона меду тем, на чем необходимо сосредоточиться и от чего следует отвлечься. Это происходит в результате того, что нервная система находится в стадии становления – процесс миэлинизации до конца не завершен, что приводит к широкой иррадиации и затруднению дифференцировки. Кроме того, их нервной системе присущи слабость тонуса, нестойкость образования в коре очагов устойчивого возбуждения (Баскакова Л.И.).
Устойчивость внимания. Исследования устойчивости внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет (Баскакова Л.И.). Это качество внимания выражено в длительности сохранения одной доминанты. Возрастание устойчивости внимания проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если годовалые дети сохраняют в среднем одну доминанту в течение 14,5 минут, то у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на продолжении 96-100 минут (Брейль).
О такой же регулярно возрастающей длительности сохранения одной доминанты говорят наблюдения за тем, как дети рассматривают картинки (Н.Л.Агеносова). Показателем устойчивости внимания является не только частота отвлечений, но и длительность каждой паузы. Наблюдения (Т.В.Петухова, В.В.Ночевкина) показывают, что у детей старшего дошкольного возраста обнаруживаются и более редкие, и более короткие отвлечения внимания от работы, чем у детей среднего дошкольного возраста (Люблинская А.А.), но при этом еще нельзя говорить о достаточно устойчивом внимании.
Переключаемость внимания. Ребенок старшего дошкольного возраста еще не владеет собственно переключением внимания как интеллектуально-волевым действием, которое включает в себя осознание необходимости и возможность изменить способ или характер деятельности. Приемам переключения внимания его приходиться специально обучать (Баскакова Л.И.). Это возможно в различного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке (Гоноболин Ф.Н.).
Также переключение внимания облегчается, если проведен предварительный анализ ситуации, ребенку известно, от чего следует отвлекаться. Полезно, например, уловить порядок смены в повторяющейся последовательности либо найти «переключатель», символизирующий переход к новому способу действия (знак в ключе). Поскольку ребенок старшего дошкольного возраста затрудняется в осознании конца этапа или цикла работы, следует помочь ему организовать этот процесс, используя опору на наглядный знак, символизирующий конец цикла работы. За счет этого произвольная регуляция, организованная взрослым на первых этапах развития ребенка, превращается в его саморегуляцию. Поэтому ребенок приучается сам формировать ход и последовательность работы, изменить ее характер и способы выполнения.
Отметим, что инерция ранее сложившихся действий создает как бы фон торможения, затрудняющий переход от сделанного к новому. Как указывал Выготский, формирование жестких стереотипов мешает переключению. Необходимо сформировать обобщенные умения, обеспечить смену приемов при непрерывном действии, то есть создать у ребенка готовность к переключению внимания.
Отвлекаемость и колебания внимания. Возможность сопротивления отвлекающим факторам является основой сохранения направленности внимания. При этом отвлекающими моментами могут быть не только внешние раздражители, но и внутренние, в виде эмоциональных состояний, посторонних ассоциаций и т. д.
Для того чтобы удерживать внимание в определенном направлении при наличии отвлекающих факторов, необходимо участие волевого усилия, напряжения. Однако дети старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей психофизиологического порядка еще не могут длительно проявлять волевое напряжение, поскольку у них оно недостаточно осознаваемо, истощаемо и подвержено колебаниям. В отвлечении внимания от посторонних объектов могут принимать участие различные механизмы. Отвлечение может быть результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага максимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. В этом случае можно говорить о непроизвольном, пассивном отвлечении от посторонних раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон.
Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, там легче его совмещать с выполнением другого действия. Поэтому дети младшего дошкольного возраста практически не обладают распределенным вниманием. Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени.
Таким образом, нами были рассмотрены особенности развития внимания и его основные свойства в частности в старшем дошкольном возрасте, дальнейшее изучение которых представлено в третьем параграфе.