Проблему своего выступления я сформулировала так: «Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности детей на уроках музыки и внеурочной деятельности».
По данной проблеме я определила следующие педагогические задачи:
· активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через творческие задания
· создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;
· укреплять в сознании детей связь музыки с жизнью, с гуманитарными и точными науками.
Работа:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАР ПО МУЗЫКЕ
НА ТЕМУ: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ МБОУ Новониколаевская СОШ Крапивкина Анна Викторовна
В процессе всестороннего развития личности музыке принадлежит ответственная роль, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд. Но жизнь без музыки не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она ставит задачу развития в человекебогатства творческих сил и художественных способностей. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, так как она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Проблема творческого развитияребенка всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание является средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно важно, нравственности подрастающего человека.
Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.
Сегодня эстетический уровень подростков низок и не только в музыке. Подавляющее большинство старшеклассников либо вообще не читают, либо читают остросюжетную литературу. Не любят посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки. Это подтверждает не только опросы социологов, но и наши анкеты, и разговоры со старшеклассниками. Нынешнее поколение молодежи часто называют потерянным. И не только потому, что оно ищет и не всегда может найти свое место в жизни, но и потому, что считают его потерянным для настоящего, высокого искусства. Порой можно слышать, как отзываются о серьезной музыке: “…сложна, непонятна, …скучна и устарела…”. И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души. Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать произведения искусства.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мной.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации, теории музыки.
Проблему своего выступления я сформулировала так: Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности детей на уроках музыки и внеурочной деятельности.
По данной проблеме я определила следующие педагогические задачи:
активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через творческие задания
создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;
укреплять в сознании детей связь музыки с жизнью, с гуманитарными и точными науками.
Но с чего же надо начинать, чтобы искусство выполняло свою воспитательную и познавательную роль. Как организовать учебный процесс, чтобы ребята получали радость от общения с искусством и эстетическое наслаждение?
Ведущей идеей своей работы я считаюобеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.
Отсюда вытекают основныезадачиуроков музыки как уроков искусств, уроков творчества, уроков поисков, уроков сотворчества с учителем:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация поисково- познавательной деятельности учащихся.
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства с помощьюмузыкально – теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.
5.Приобщение учащихся к музыке с помощьюпроблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.
6. Формированиепотребности у учащихся в общении с музыкой.
7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.
Методы обучения
В своей работе я использую следующиеметодыобучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод забеганий вперед и возвращений, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы. Последние имеют особо важное значение в вокально-хоровойработе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:
Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
Методы контроля и самоконтроля: тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, взаимопроверка, самопроверка.
Технология опыта
Хоровое пение считаю одним изсамых активных видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
В хоровом пении дети не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. То есть специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам одноклассников.
Традиционно на уроке существует несколько взаимосвязанных между собой видов вокально-хоровой работы. Это – распевание и работа над песней.
Распеваниеподготавливает голосовой аппарат ребенка к вокально-хоровой работе. Небольшие народные песенки, фрагменты из песен использую для распевания на уроке. Упражнения способствуют развитию звукового слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Систематическое использование маленьких песенок
помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них проявляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогаетпение по музыкальным фразам (цепочкой).Этот прием хорош тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего одноклассника, чтобы суметь вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Слух и певческий голос развиваются успешнее, если этот процесс сопровождаетсязрительной наглядностьюи подкрепляетсядвигательно-моторной активностью детей.С этой целью я применяю различные методывключения элементов музыкальной грамотыв процессе вокально-хоровой работы. Большое место здесь занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставя их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.
Для лучшего запоминания местонахождения каждой ноты на нотном стане детиразгадывают ребусы.
Для развития ритма использую упражнение Барабаны. После разучивания дети учатся определять долгие и короткие звуки, отхлопывать ритм. Часто пользуюсь приемом, чтобы детиузнавали знакомую песню по ритму или сами отхлопывали ритмпесни.
Следующий вид вокально-хоровой работы –это работа над песней.
Работу над песней провожу в несколько этапов. Первый этап – показ песни на уроке и беседа о ее содержании. Затем начинается основной этап
репетиции. Заключительный этап работы над песней предполагает исполнение выученного произведения целиком, от начала до конца как на концерте.
В работе над песней я также применяю творческие задания. Перед разучиванием песни, кроме краткой беседы, можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни, например, перед исполнением песни о маме можно устроить соревнование между рядами, кто больше назовет поговорок, пословиц о маме. Я помогаю: Нет надежнее дружка, чем родная матушка, При солнышке тепло, при матушке добро, Птица рада весне, а младенец матери.
Песню, написанную в куплетной форме, начинаю разучивать с припева. Учащиеся быстрее запоминают повторяющийся припев и активно участвуют в его исполнении.
Для чистоты интонирования мелодии и ритмической точности исполнения я часто пользуюсь приемом пения без сопровождения. Такой
игровой прием как пение по фразам вслух и про себя также использую для отработки внимательности, точности интонирования первого звука в каждой новой фразе. Если необходимо выравнивать звучание гласных, то использую прием пения мелодии песни на какой-либо слог – вокализом.
Для того, чтобы выразительнее подчеркнуть характер песни, применяю такой игровой прием какинсценирование песни (особенно дети младшего возраста очень любят инсценировать русские народные песни Два весёлых гуся, Как на тоненький ледок, Алфавит, Весёлые лягушки, Почему медведь зимой спит).
Одной из форм заключительного этапа разучивания новой песни служит исполнение под фонограмму. Еще на заключительном этапе работы над песней сочетаю хоровое пение с другими видами детского музицирования:
исполнение песни с ритмическим аккомпанементом, включение танцевальных эпизодов,исполнение песни с солистами, с учащимися дирижерами(Дирижируем хором).
Ролевая игра “Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровой работе использую прием, который считаю наилучшим, когда детипридумывают свои варианты мелодий,часто приближающихся к авторскому замыслу. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением – песней, или даже желают спеть ее перед классом.
Следующим этапом проведения урока являетсяслушание музыки.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим методам и приемам:
- метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это обращение к историческим фактам, а также к произведениям других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать музыкальные образы и осознавать язык искусств и специфику музыкального искусства.
- метод образно-игрового вхождения в музыкальный образ.
- прием “пластического интонирования”, передающий через движение руки, корпуса интонационно – образный строй музыки.
- метод сравнения и сопоставления образов.
- прием вокализации тем инструментальных сочинений (“Утро” Э. Грига, симфонические темы симфонии №5 Бетховена.)
- прием игры на музыкальных инструментах (бубнах, ложках, трещотках, свистульках) позволяет ярче и осознаннее ощутить содержание музыки, почувствовать себя “сотворцом” - исполнителем, “самовыразиться” - например, в “Камаринской”, в “Арагонской хоте” М.И.Глинка.
- задание – дать название прозвучавшему произведению, позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в своем названии суть музыкального образа, а иногда эти задания приводят к поэтическим импровизациям.
На своих уроках я часто использую различныезадания творческого характераи с некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева, (М.Коваля Волк и семеро козлят, Эдвард Григ Пер Гюнт) учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2.Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
3. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
4.Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например,
а) музыка, изобразительное искусство, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе художественного произведения);
б) Мусоргский, картины, выставка (Посетив выставку Мусоргский написал сюиту “Картинки с выставки”);
в) симфония, Йозеф Гайдн, классика (Классического композитора Йозефа Гайдна называют отцом симфонии).
5. Мозговая атака
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова.
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
–лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
–при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
–оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
6. Синквейн. Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например,
а)Моцарт– солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б)Оркестр– симфонический, эстрадный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в)Балет– прекрасный, волшебный – исполняют, играют, танцуют – драматический музыкально- танцевальный спектакль – Плисецкая.
7. Ассоциативный ряд.В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например,
Патетическая соната Бетховена– трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
Михаил Глинка- русский композитор, классик, основоположник русской оперы, симфонии, балета и романса.
Песня-вокальная, инструментальная, народная, композиторская, задорная, лирическая, трудовая, игровая, сольная, хоровая, любимая.
8. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму творческого задания. Предлагаю использовать следующие его формы:
•взаимный опрос;
•творческие домашние задания:
•составление ребусов;
•сканвордов;
•кроссвордов;
•музыкальныхсказок;
•мини-сочинений.
Часто на своем уроке я применяю письменные творческие задания. Пример:
Задания на тему: Музыкальные инструменты
1. Узнать инструмент, пронумеровать, назвать, дать характеристику (духовой - деревянный или медный, ударный, струнный – смычковый или щипковый)
2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т. д.
3.Сравнить по рисунку: установив, а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные), чем похожи. б) различие (арфа- струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр звучания; внешние признаки - какая форма, приёмы игры на инструменте – как на нём играют.) арфа – гусли труба – рожок тарелки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)
4. "Лишнее слово” выпиши все слова, а затем вычеркни неподходящее. а) гобой, флейта, рожок, труба, арфа. б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано. в) пианист, трубач, флейтист, композитор, писатель. г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
5. Нарисуй любые 2 инструмента и подпиши их название, а также, к какой группе они принадлежат.
Творческие задания" Музыка и ИЗО"
1) Используй в графической фигуре, подходящей по настроению к музыке или придумать самому графическую фигуру), несколько цветов, подходящих по настроению к музыке. Выбери подходящие линии - штриховая линия, плавная линия цвета, резкая линия цвета, подходящая к настроению музыки.
2)Рисунок на свободный сюжет на тему Времена года в музыке и Время суток (Средний план, в цвете в жанре пейзажа, графики, натюрморта, портрета).
3) Рисунок "Мое настроение в музыке". Придумай и постарайся
изобразить свое настроение в музыке, например, доброта,
нежность, скука, злость, любовь с помощью какого-либо образа (например, образа природы- дерево, растение), погодного
явления (закат, рассвет, заря) или другого.
4) Перечисли выразительные средства из выбранной тобой
картины, подходящей к музыкальному произведению - какие цвета в картине, содержание картины (кто, что изображено). Как картина подходит к музыке и музыка к картине? Почему именно эту картину ты выбрал (а) к данному музыкальную
произведению.
(Всего 8-9 предложений напиши)
Результативность опыта
Анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся первого и последнего года обучения, я наблюдаю значительный рост музыкального развития детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты, навыками игры на музыкальных инструментах.
Все мои ученики, любят петь и выступать на сцене. Таким образом, все творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Мой принцип - все талантливы, все неповторимы!
Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся, и я считаю, что творческие задания с этой проблемой полностью справляются.
Скачать работу
НА ТЕМУ: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ МБОУ Новониколаевская СОШ Крапивкина Анна Викторовна
В процессе всестороннего развития личности музыке принадлежит ответственная роль, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд. Но жизнь без музыки не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она ставит задачу развития в человекебогатства творческих сил и художественных способностей. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, так как она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Проблема творческого развитияребенка всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание является средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно важно, нравственности подрастающего человека.
Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.
Сегодня эстетический уровень подростков низок и не только в музыке. Подавляющее большинство старшеклассников либо вообще не читают, либо читают остросюжетную литературу. Не любят посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки. Это подтверждает не только опросы социологов, но и наши анкеты, и разговоры со старшеклассниками. Нынешнее поколение молодежи часто называют потерянным. И не только потому, что оно ищет и не всегда может найти свое место в жизни, но и потому, что считают его потерянным для настоящего, высокого искусства. Порой можно слышать, как отзываются о серьезной музыке: “…сложна, непонятна, …скучна и устарела…”. И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души. Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать произведения искусства.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мной.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации, теории музыки.
Проблему своего выступления я сформулировала так: Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности детей на уроках музыки и внеурочной деятельности.
По данной проблеме я определила следующие педагогические задачи:
активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через творческие задания
создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;
укреплять в сознании детей связь музыки с жизнью, с гуманитарными и точными науками.
Но с чего же надо начинать, чтобы искусство выполняло свою воспитательную и познавательную роль. Как организовать учебный процесс, чтобы ребята получали радость от общения с искусством и эстетическое наслаждение?
Ведущей идеей своей работы я считаюобеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.
Отсюда вытекают основныезадачиуроков музыки как уроков искусств, уроков творчества, уроков поисков, уроков сотворчества с учителем:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация поисково- познавательной деятельности учащихся.
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства с помощьюмузыкально – теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.
5.Приобщение учащихся к музыке с помощьюпроблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.
6. Формированиепотребности у учащихся в общении с музыкой.
7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.
Методы обучения
В своей работе я использую следующиеметодыобучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод забеганий вперед и возвращений, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы. Последние имеют особо важное значение в вокально-хоровойработе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:
Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
Методы контроля и самоконтроля: тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, взаимопроверка, самопроверка.
Технология опыта
Хоровое пение считаю одним изсамых активных видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
В хоровом пении дети не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. То есть специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам одноклассников.
Традиционно на уроке существует несколько взаимосвязанных между собой видов вокально-хоровой работы. Это – распевание и работа над песней.
Распеваниеподготавливает голосовой аппарат ребенка к вокально-хоровой работе. Небольшие народные песенки, фрагменты из песен использую для распевания на уроке. Упражнения способствуют развитию звукового слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Систематическое использование маленьких песенок
помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них проявляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогаетпение по музыкальным фразам (цепочкой).Этот прием хорош тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего одноклассника, чтобы суметь вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Слух и певческий голос развиваются успешнее, если этот процесс сопровождаетсязрительной наглядностьюи подкрепляетсядвигательно-моторной активностью детей.С этой целью я применяю различные методывключения элементов музыкальной грамотыв процессе вокально-хоровой работы. Большое место здесь занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставя их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.
Для лучшего запоминания местонахождения каждой ноты на нотном стане детиразгадывают ребусы.
Для развития ритма использую упражнение Барабаны. После разучивания дети учатся определять долгие и короткие звуки, отхлопывать ритм. Часто пользуюсь приемом, чтобы детиузнавали знакомую песню по ритму или сами отхлопывали ритмпесни.
Следующий вид вокально-хоровой работы –это работа над песней.
Работу над песней провожу в несколько этапов. Первый этап – показ песни на уроке и беседа о ее содержании. Затем начинается основной этап
репетиции. Заключительный этап работы над песней предполагает исполнение выученного произведения целиком, от начала до конца как на концерте.
В работе над песней я также применяю творческие задания. Перед разучиванием песни, кроме краткой беседы, можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни, например, перед исполнением песни о маме можно устроить соревнование между рядами, кто больше назовет поговорок, пословиц о маме. Я помогаю: Нет надежнее дружка, чем родная матушка, При солнышке тепло, при матушке добро, Птица рада весне, а младенец матери.
Песню, написанную в куплетной форме, начинаю разучивать с припева. Учащиеся быстрее запоминают повторяющийся припев и активно участвуют в его исполнении.
Для чистоты интонирования мелодии и ритмической точности исполнения я часто пользуюсь приемом пения без сопровождения. Такой
игровой прием как пение по фразам вслух и про себя также использую для отработки внимательности, точности интонирования первого звука в каждой новой фразе. Если необходимо выравнивать звучание гласных, то использую прием пения мелодии песни на какой-либо слог – вокализом.
Для того, чтобы выразительнее подчеркнуть характер песни, применяю такой игровой прием какинсценирование песни (особенно дети младшего возраста очень любят инсценировать русские народные песни Два весёлых гуся, Как на тоненький ледок, Алфавит, Весёлые лягушки, Почему медведь зимой спит).
Одной из форм заключительного этапа разучивания новой песни служит исполнение под фонограмму. Еще на заключительном этапе работы над песней сочетаю хоровое пение с другими видами детского музицирования:
исполнение песни с ритмическим аккомпанементом, включение танцевальных эпизодов,исполнение песни с солистами, с учащимися дирижерами(Дирижируем хором).
Ролевая игра “Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровой работе использую прием, который считаю наилучшим, когда детипридумывают свои варианты мелодий,часто приближающихся к авторскому замыслу. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением – песней, или даже желают спеть ее перед классом.
Следующим этапом проведения урока являетсяслушание музыки.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим методам и приемам:
- метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это обращение к историческим фактам, а также к произведениям других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать музыкальные образы и осознавать язык искусств и специфику музыкального искусства.
- метод образно-игрового вхождения в музыкальный образ.
- прием “пластического интонирования”, передающий через движение руки, корпуса интонационно – образный строй музыки.
- метод сравнения и сопоставления образов.
- прием вокализации тем инструментальных сочинений (“Утро” Э. Грига, симфонические темы симфонии №5 Бетховена.)
- прием игры на музыкальных инструментах (бубнах, ложках, трещотках, свистульках) позволяет ярче и осознаннее ощутить содержание музыки, почувствовать себя “сотворцом” - исполнителем, “самовыразиться” - например, в “Камаринской”, в “Арагонской хоте” М.И.Глинка.
- задание – дать название прозвучавшему произведению, позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в своем названии суть музыкального образа, а иногда эти задания приводят к поэтическим импровизациям.
На своих уроках я часто использую различныезадания творческого характераи с некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева, (М.Коваля Волк и семеро козлят, Эдвард Григ Пер Гюнт) учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2.Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
3. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
4.Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например,
а) музыка, изобразительное искусство, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе художественного произведения);
б) Мусоргский, картины, выставка (Посетив выставку Мусоргский написал сюиту “Картинки с выставки”);
в) симфония, Йозеф Гайдн, классика (Классического композитора Йозефа Гайдна называют отцом симфонии).
5. Мозговая атака
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии вызова.
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
–лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
–при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
–оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
6. Синквейн. Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например,
а)Моцарт– солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б)Оркестр– симфонический, эстрадный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в)Балет– прекрасный, волшебный – исполняют, играют, танцуют – драматический музыкально- танцевальный спектакль – Плисецкая.
7. Ассоциативный ряд.В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например,
Патетическая соната Бетховена– трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
Михаил Глинка- русский композитор, классик, основоположник русской оперы, симфонии, балета и романса.
Песня-вокальная, инструментальная, народная, композиторская, задорная, лирическая, трудовая, игровая, сольная, хоровая, любимая.
8. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму творческого задания. Предлагаю использовать следующие его формы:
•взаимный опрос;
•творческие домашние задания:
•составление ребусов;
•сканвордов;
•кроссвордов;
•музыкальныхсказок;
•мини-сочинений.
Часто на своем уроке я применяю письменные творческие задания. Пример:
Задания на тему: Музыкальные инструменты
1. Узнать инструмент, пронумеровать, назвать, дать характеристику (духовой - деревянный или медный, ударный, струнный – смычковый или щипковый)
2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т. д.
3.Сравнить по рисунку: установив, а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные), чем похожи. б) различие (арфа- струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр звучания; внешние признаки - какая форма, приёмы игры на инструменте – как на нём играют.) арфа – гусли труба – рожок тарелки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)
4. "Лишнее слово” выпиши все слова, а затем вычеркни неподходящее. а) гобой, флейта, рожок, труба, арфа. б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано. в) пианист, трубач, флейтист, композитор, писатель. г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
5. Нарисуй любые 2 инструмента и подпиши их название, а также, к какой группе они принадлежат.
Творческие задания" Музыка и ИЗО"
1) Используй в графической фигуре, подходящей по настроению к музыке или придумать самому графическую фигуру), несколько цветов, подходящих по настроению к музыке. Выбери подходящие линии - штриховая линия, плавная линия цвета, резкая линия цвета, подходящая к настроению музыки.
2)Рисунок на свободный сюжет на тему Времена года в музыке и Время суток (Средний план, в цвете в жанре пейзажа, графики, натюрморта, портрета).
3) Рисунок "Мое настроение в музыке". Придумай и постарайся
изобразить свое настроение в музыке, например, доброта,
нежность, скука, злость, любовь с помощью какого-либо образа (например, образа природы- дерево, растение), погодного
явления (закат, рассвет, заря) или другого.
4) Перечисли выразительные средства из выбранной тобой
картины, подходящей к музыкальному произведению - какие цвета в картине, содержание картины (кто, что изображено). Как картина подходит к музыке и музыка к картине? Почему именно эту картину ты выбрал (а) к данному музыкальную
произведению.
(Всего 8-9 предложений напиши)
Результативность опыта
Анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся первого и последнего года обучения, я наблюдаю значительный рост музыкального развития детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты, навыками игры на музыкальных инструментах.
Все мои ученики, любят петь и выступать на сцене. Таким образом, все творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Мой принцип - все талантливы, все неповторимы!
Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся, и я считаю, что творческие задания с этой проблемой полностью справляются.