Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Творчество создаёт для этого благоприятные условия и обеспечивает детям постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Творчество создаёт для этого благоприятные условия и обеспечивает детям постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе в последствии скажутся на развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся в непосредственной близости с зоной, которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей на логопедических занятиях, но для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
И я подумала, что можно сочетать логопедические занятия с декоративно прикладным творчеством, и заодно в процессе деятельности будет развиваться мелкая моторика и все стороны психических процессов.
Были поставлены следующие задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в творческой деятельности.
-Развивать тактильную чувствительность рук детей.
-Сочетать творческую деятельность, игры и упражнения для тренировки пальцев с развитием всех сторон речевой деятельности.
-Развивать связную речь.
-Учить детей самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
-Подготовить руку ребёнка к письму.
Для решения этих задач, я создала необходимую предметно-развивающую среду:
-приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы ,бисер, веселые шнурки, пуговицы, макаронные изделия, акриловые краски, соленое тесто и др.)
-накоплен природный материал (камушки, желуди, глина, ракушки и другое)
-собрана методическая копилка по теме.
Я заметила, что в процессе творческой деятельности (лепка из теста ,глины, квиллинг, аппликация, оригами, плетение из бисера и др.) во время логопедических занятий дети чувствуют свою успешность при постановке звуков, при автоматизации звуков в слогах, словах и фразах, при дифференциации смешиваемых звуков. Они высказывают свою точку зрения, рассказывают рассказы, пересказывают тексты, задают вопросы. Во время творческой деятельности дети комментируют свои действия, фантазируют на заданную тему, а после выполнения работы составляют описательный рассказ и тем самым развивают связную речь. Одновременно идет непосредственный эмоциональный контакт ребенка и взрослого. Навыки моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «Вещь , сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они могут стать моими единомышленниками по использованию творческой деятельности в коррекции речи у детей, так как владеют различными технологиями продуктивной деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование, плетение бисером, вязание), обладают развитым богатым воображением и заинтересованы результатами работы с детьми.
Такое внимание, их творческий потенциал вдохновил меня.
Я с удовольствием провожу индивидуальные консультации с показом практической деятельности, на родительских собраниях, даю рекомендации по коррекции звукопроизношения в сочетании с творческой деятельностью.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведённая диагностика в конце года показывает, что у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки и автоматизации звуков, совершенствуется общая координация движений детей, а также выявляется положительная динамика в речевом развитии детей.
Дети заинтересованы в логопедических занятиях и у них есть желание достичь чего-то большего. Участвуя в городских, российских и международных творческих конкурсах, мы занимаем различные призовые места. Совместная творческая деятельность логопеда с детьми и родителями поможет в развитии способностей ребёнка и формировании его ценных жизненных ориентаций.