Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Учимся играя". Работа №250246

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Содержание:

Теоретическая часть. 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

 Практическая часть. 1. Вводно-организационный этап 2. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения. 3. Подготовка руки к обучению письму. 4. Заключительный этап. Рефлексия.


Учитель-логопед:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того,  как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.


Работа:

Семинар-практикум для родителей: "Учимся играя" (Игры и упражнения по обучению дошкольников грамоте)

 

Учитель-логопед: Дубровина Е.А.

МБДОУ «Детский сад №34»

 

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

 

Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях; познакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

 

 Предварительная работа:  Анкетирование среди родителей на тему «Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду». Анализ проведённого анкетирования. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть). Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

 

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы предложений, карточки для самооценки, заготовки для штриховки , карандаши, листы бумаги. Демонстрационный материал: картотека «Пальчиковая гимнастика», выставка методической литературы.

 

Участники семинара - практикума: учитель-логопед, воспитатели, родители.

 

Содержание:

Теоретическая часть. 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

Практическая часть. 1. Вводно-организационный этап 2. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения. 3. Подготовка руки к обучению письму. 4. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.


Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные. 
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р]. 
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
 Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:

- звуки отличаются от букв. Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем; 
- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. При написании давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
написать букву в воздухе, на столе;
выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т;
вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. 
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны. 

 

Проводится игра « Да – нет»



Скажите громко и хором, друзья 
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет, 
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю
Как быть, господа? 
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ, 
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я 
Активными все будем? (да)

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте. 
Прежде чем отправиться в эту загадочную страну, я предлагаю вам поразмяться: 
- что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем)
- формы речи – (устная и письменная)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)



В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У звуков есть свои обозначения: Показ звуковых обозначений на доске

 

Игра «Определи первый звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука  начинается слово «айсберг», «лавка» выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука
- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);
- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

Игра «Определи последний звук в слове»
На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком
- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);
- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

Игра «Определи позицию звука в слове»

У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Учитель-логопед:
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. 

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р]. Согласные твёрдые звуки обозначаются синим цветом, а согласные мягкие звуки – зелёным цветом.
 Игра «Собери бусы»

У каждого на столе «бусины» красного и синего цвета, предлагается определить гласный или твердый согласный звук прозвучал, и обозначить его соответствующим цветом. Звуки: «а», «в», «у»…

Игра «Звуковой мячик»


Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т.е. найдёте пару.

Учитель-логопед:

А сейчас я предлагаю вам произвести звуковой анализ слова «лук»

Проводится звуковой анализ слова (у каждого набор сигнальных квадратов)

Учитель-логопед:

Слово делится на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. Можно подставить ладонь руки под подбородок, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Слоги графически обозначаются дугами.


 Игра «Посели слова в домики»


На доске изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Учитель-логопед:

Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально) 


Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

 

 

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям могут приходить, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука А – Айболит. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры также значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего логопедическую группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. К конкурсу, который проходил в нашем детском саду, я как учитель-логопед придумала и изготовила игру, полезную детям старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Хочу вам её продемонстрировать.

Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с вашим ребенком. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов.

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"

Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"

Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Компьютерные игры приобрели также немало важную роль в развитии дошкольников в последние годы. Хочу познакомить вас с дисками, которые были приобретены нами для группы. Мы с детьми уже с некоторыми играми на дисках познакомились и далее будем их активно внедрять в учебный процесс. В дальнейшем я планирую и родителей подключать к их использованию в домашней коррекционной работе.

Таким образом, сегодня на семинаре-практикуме «Учимся, играя» мы с вами познакомились с большим количеством разных игр и проиграли многие из них. В целом все эти игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного из окружающей нас действительности. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Мы сегодня узнали о том, что существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные мною игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток (братишек и сестренок), если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Как видите, все предложенные мною игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Чем добросовестнее вы будете оказывать помощь специалисту логопеду по развитию речи вашего малыша, чем внимательнее вы будете относиться к проблемам речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше мы вместе с вами сможем их устранить.

 


 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×