Речь о технологиях развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: кластер, фишбоун, синквейн.
Лысенко Л.Г.
учитель русского языка и литературы
МКОУ для обучающихся с ОВЗ
Старогородковской общеобразовательной
школы «Гармония»
Одинцовский городской округ
поселок Старый городок
Учитель и ученик в среде дистанционного обучения: использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать». (Роджер Левин)
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение с использованием современных IT-технологий дает возможность реализовать себя и свои потребности. Кроме того, у учащихся повышается мотивация к процессу обучения. Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения. Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять о прочитанном, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Акцентирую внимание на последней части пословицы: « я делаю – я усваиваю”. Ученик должен делать больше сам, а когда он делает сам, тогда он лучше усваивает. Здесь на помощь приходят современные педагогические технологии:
Технология развивающего обучения
Технология развития критического мышления
Технология смешанного обучения
Кейс - технологии
Технологии ИКТ
Остановлюсь на технологии развития критического мышления.
Под критическим мышлением понимают: проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, умение принимать самостоятельные и продуманные решения, использование исследовательских методов. Сравним роль учителя на традиционном уроке и на уроке с использованием приемов технологии развития критического мышления. На традиционном уроке роль учителя заключается в следующем: довести информацию до учащихся, проконтролировать (заставить выучить), проверить, оценить усердие учащихся. На уроке с использованием технологии развития критического мышления роль учителя выглядит иначе: направить усилия учащихся в определенное русло, создать условия, которые побуждали бы к принятию самостоятельных решений, дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих, то есть ставить новые вопросы, новые задачи
Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Многие буквально понимают её как обучение чтению или письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что означает вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Чтение и письмо — это инструменты и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. А письмо — инструмент для выражения наших мыслей.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза (10 минут): вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
II фаза (25 минут): осмысление содержания (получение новой информации).
III фаза (10 минут): рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
Я остановлюсь на некоторых приемах, которые использую на своих уроках – уроках русского языка и литературы. Начну с приема, который пользуется успехом у учащихся. Этот прием называется кластер.
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учащегося, определяет информационное поле по данной теме. Можно использовать готовый кластер как проверку знаний, дать учащемуся кластер, составленный с ошибками, или дополнить кластер, чего не хватает.
Следующий прием технологии развития критического мышления – это фишбоун. С английского он переводится как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».
Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблемы.
Вот так изначально выглядит фишбоун. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, подлежат анализу, сравнению, обсуждению. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Прием фишбоун может быть использован для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений. Вот как выглядит фишбоун , составленный учащимся 10 класса при изучении романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Проблема: Почему Раскольников убил старуху-процентщицу?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо ответить на, так называемые, тонкие вопросы, которые отражены на верхних ребрах:
- Кто такой Раскольников? Как он живет?
- О чем статья «О преступлении»?
- Какой Петербург, где проживает герой?
- Семья Раскольникова?
- Обездоленные и униженные…?
- «Хозяева жизни»…?
Анализируя роман, учащийся отвечает на данные вопросы и тем самым заполняет нижние ребра. И в конце занятия делает вывод. Убийство старухи – это самопроверка: «вошь я дрожащая или право имею?»
Следующий прием развития критического мышления – синквейн.
Синквейн требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, умение излагать представление в нескольких словах. Составление синквейнов формирует способность сжато изложить нужную информацию. Как составляется синквейн? В переводе “синквейн” означает стихотворение (нерифмованное), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В 1 строчке называется тема или образ одним словом, обычно это имя существительное.
2 строчка – это описание качеств и свойств предмета изучения, это 2 прилагательных.
3 строчка – описание действий, производимых этим предметом, 3 глагола.
4 строчка – фраза или предложение, показывающее отношение пишущего к теме.
5 строчка – синоним первого слова, повторяющий суть темы.
Строка
Вопрос
Слова
1-я строка
Кто? Что?
1 существительное
2-я строка
Какой?
2 прилагательных
3-я строка
Что делает?
3 глагола
4-я строка
Что автор думает о теме?
Фраза
5-я строка
Кто? Что?
(Новое звучание темы)
1 существительное
Учащиеся с удовольствием сочиняют синквейны. Пример синквейна, составленного на уроке литературы при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» к образу Раскольникова.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от новых технологий. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
«Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы мы ни учились, сколько бы мы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». (Н.А.Рубакин, книговед, библиограф, писатель)