Урок литературного чтения в режиме дистанционного обучения. 19 марта
Тема урока: Дополнительное чтение Алексей Плещеев «Дедушка»
Цель: Познакомиться с творчеством Алексея Плещеева
1. Вспомните автора произведения «Отец и сыновья»
А) Кто был автором этого произведения?
а) Е. Чарушин;
б) Л. Толстой;
в) А. Пушкин.
Б) Смысл произведения можно объяснить пословицей:
а) дружба в делах помощница;
б) для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2. - Сегодня вы познакомитесь с автором произведения «Дедушка» Алексеем Плещеевым.
- Этого стихотворения нет в учебнике, поэтому можете прочитать его здесь.
У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.
Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты…
Вижу я улыбку на лице твоём —
И морщинкам мелким нет числа на нём!
Вижу армячишко рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах;
Помню смех твой тихий, взгляд потухших глаз,
О житье минувшем сбивчивый рассказ.
По лесу бродили часто мы вдвоём;
Старику там каждый кустик был знаком.
Знал он, где какая птичка гнезда вьёт,
Просеки, тропинки знал наперечёт.
А какой охотник был до соловьёв!
Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,
Как в зелёной чаще песни их звучат;
И ещё любил он маленьких ребят.
На своём крылечке сидя, каждый день
Ждёт, бывало, деток он из деревень.
Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».
— Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!
И, смеясь, рукою дряхлой гладил он
Детские головки, белые, как лён.
Ждал поры весенней с нетерпеньем я:
Думал, вот приеду снова в те края
И отправлюсь к другу старому скорей.
Он навстречу выйдет с трубочкой своей.
И начнёт о сельских новостях болтать.
По лесу бродить с ним будем мы опять.
Слушая, как в чаще свищут соловьи…
Но, увы! желанья не сбылись мои.
Как с деревьев падать начал лист сухой,
Смерть подкралась к деду тихою стопой.
Одинок угас он в домике своём,
И горюют детки больше всех по нём.
«Кто поймает белку, сделает свисток?»
Долго будет мил им добрый старичок.
И где спит теперь он непробудным сном,
Часто голоса их слышны вечерком…
3. Словарная работа
МИНУВШЕМ - то, что уже прошло, закончилось.
Просека – тропинка в лесу.
Нынче – это
4. Работа с текстом
1. Как дети обращаются к дедушке? Отметь ответ или запиши свой.
2. Как внуки называют дедушку?
3. Объясни выражение.
Дайте только срок
4. Что просили дети у дедушки?
1. сделать свисток
2. найти беленький грибок
3. рассказать сказку
4. поймать белку
5. Подчеркни рифмы.
— Ладно, ладно, детки,
дайте только срок,
будет вам и белка,
будет и свисток!
Рифмы: срок-свисток
5. Обратная связь: через веб-образование
6. Задание: Выбери любые 14 строк и подготовь выразительное чтение
19 марта
Литературное чтение
Тема урока: Дополнительное чтение
1. Вспомните автора произведения «Отец и сыновья»
А) Кто был автором этого произведения?
а) Е. Чарушин;
б) Л. Толстой;
в) А. Пушкин.
Б) Смысл произведения можно объяснить пословицей:
а) дружба в делах помощница;
б) для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2. - Сегодня вы познакомитесь с автором произведения «Дедушка» Алексеем Плещеевым.
- Этого стихотворения нет в учебнике, поэтому можете прочитать его здесь.
У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.
Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты…
Вижу я улыбку на лице твоём —
И морщинкам мелким нет числа на нём!
Вижу армячишко рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах;
Помню смех твой тихий, взгляд потухших глаз,
О житье минувшем сбивчивый рассказ.
По лесу бродили часто мы вдвоём;
Старику там каждый кустик был знаком.
Знал он, где какая птичка гнезда вьёт,
Просеки, тропинки знал наперечёт.
А какой охотник был до соловьёв!
Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,
Как в зелёной чаще песни их звучат;
И ещё любил он маленьких ребят.
На своём крылечке сидя, каждый день
Ждёт, бывало, деток он из деревень.
Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».
— Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!
И, смеясь, рукою дряхлой гладил он
Детские головки, белые, как лён.
Ждал поры весенней с нетерпеньем я:
Думал, вот приеду снова в те края
И отправлюсь к другу старому скорей.
Он навстречу выйдет с трубочкой своей.
И начнёт о сельских новостях болтать.
По лесу бродить с ним будем мы опять.
Слушая, как в чаще свищут соловьи…
Но, увы! желанья не сбылись мои.
Как с деревьев падать начал лист сухой,
Смерть подкралась к деду тихою стопой.
Одинок угас он в домике своём,
И горюют детки больше всех по нём.
«Кто поймает белку, сделает свисток?»
Долго будет мил им добрый старичок.
И где спит теперь он непробудным сном,
Часто голоса их слышны вечерком…
Словарная работа
МИНУВШЕМ - то, что уже прошло, закончилось.
Просека – тропинка в лесу.
Нынче – это
Работа с текстом
1. Как дети обращаются к дедушке? Отметь ответ или запиши свой.
2. Как внуки называют дедушку?
3. Объясни выражение.
Дайте только срок
4. Что просили дети у дедушки?
сделать свисток
найти беленький грибок
рассказать сказку
поймать белку
5. Подчеркни рифмы.
— Ладно, ладно, детки,
дайте только срок,
будет вам и белка,
будет и свисток!
Рифмы: срок-свисток
Обратная связь: через веб-образование
Задание:
Выбери любые 14 строк и подготовь выразительное чтение