статья для воспитателей ДОУ на тему Устное народное творчество как средство развития речи детей.
особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно нравственного развития ребенка. фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. поэтому он может выполнять важные воспитательные функции: обогащения мира душевных переживаний ребенка, развитие чувства родного языка. мягкое слово, ритм, музыка, движение.
Ревякина Наталья Васильевна
МБДОУ №96
г. Иркутск
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребенка.
Фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. Поэтому он может выполнять важные воспитательные функции: обогащение мира душевных переживаний ребенка, развитие чувства родного языка.
Меткое слово, ритм, музыка, движение, звучащий голос – все это сохранено в детском фольклоре. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование радости, развивают воображение. загадки знакомят с радостью мышления, направляют внимание на предметы и их признаки, побуждают проникать в смысл словесных обозначений этих предметов. Припевки, колядки, авсеньки, дразнилки, скороговорки – все они легко воспринимаются детьми, так как содержит в себе элементы игры; способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, обогащают речь. Считалки отличаются четкостью, ритмичностью, краткостью и одновременно выразительностью; они помогают развивать чувство ритма, умение четко и внятно проговаривать слова, помогают детям самостоятельно распределять роли, определить очередность, постепенно включить в игру всех детей. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом, помогают растить веселых, жизнерадостных детей.
Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.
Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие игры с песнями.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений.
Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Фольклор оказывает психофизическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движение, развивает речь, учит преодолевать страх.
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связанное с умственным развитием детей, развивает их речь.
Список литературы
1.Байчук И.А
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. ___ СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС; 2013. – 432 с.
2.Сибирский фольклор в работе с дошкольниками: метод. Пособие /Н.В. Бутакова, С.Н. Гузеева., Г.В. Воробьева, Л.А. Мишарина (отв. ред.) – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002 – 56 с.
3.Федорова Г.П.
На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – 128 с.
4.Гриценко З.А.
Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003 г. – 176 с.
5.Бойчук И.А., Потушина Т.Н.
Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 352 с.